– Валерий Павлинович, если говорить о сегодняшних экономических реалиях, в чем Вы определяете основные премущества нижегородского региона для привлечения инвестиций?
– По оценкам независимых экспертов, Нижегородская область стабильно входит в первую десятку российских регионов, наиболее привлекательных для инвесторов. Одним из конкурентных преимуществ Нижегородской области является ее уникальное географическое расположение в центральной части России, всего в 400 километрах от Москвы, на пересечении двух международных транспортных коридоров – Европейского № 2 и «Север–Юг». У нас с Москвой регулярное авиасообщение, а по железной дороге на высокоскоростных поездах «Сапсан» и «Ласточка» путь из Москвы в Нижний Новгород занимает менее 4 часов. Фактически область является одним из крупнейших транспортно-логистических узлов страны. Помимо развитой сети областных автомобильных и железных дорог, плотность которых соответственно в 5 и 3 раза больше средней по России, мы обладаем двумя мощными транспортными узлами – международным аэропортом и крупным речным портом, имеющим по внутренним водным артериям выход во все моря, омывающие европейскую часть России. В полной мере возможности нашей развитой транспортной системы могут оценить представители бизнеса: Нижегородская область находится в центре самого большого рынка сбыта в России с самой высокой покупательной способностью. В радиусе 500 километров от Нижнего Нвгорода проживают около 43 миллионов человек, а в радиусе 1000 километров – около 84 миллионов, что превышает показатели Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на отсутствие богатых природных ресурсов, наша область традиционно входит в число наиболее экономически развитых регионов России. Наш регион – один из крупнейших центров научно-исследовательской мысли и инновационной деятельности, промышленного производства, один из лучших по количеству трудовых ресурсов и их компетенции, на что неизменно обращают внимание все инвесторы при размещении у нас своих производств. Это очень важно для инвестора! Нижегородский крупный бизнес отличается высоким уровнем дифференцированности, что повышает устойчивость региональной экономики к негативным явлениям в отдельных отраслях.
– Какие отрасли промышленности наиболее развиты в регионе?
– Основу нашей промышленности составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли (70 процентов): машиностроение и металлообработка, химическая, нефтехимическая и топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов, а также деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.
– Насколько развита транспортная система в Нижегородской области? Что делается для ее улучшения?
– Мы уделяем особое внимание развитию и модернизации транспортно-логистической системы в Нижегородской области, тем более что актуальность данной темы возросла в связи с включением Нижнего Новгорода в список городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 года. Работа в этой сфере осуществляется по многим направлениям: совершенствуется автодорожная инфраструктура, продолжается строительство метро, оптимизируются пассажирские перевозки. Среди последних знаковых событий, как я уже говорил, открытие в 2012 году в Нижнем Новгороде первой в нагорной части города станции метро – «Горьковской». Теперь метрополитен пришел из нижней заречной части областного центра в верхнюю. В связи с подготовкой нашего региона к чемпионату мира по футболу и строительством стадиона нами принято решение о продлении Сормовско-Мещерской линии метро до станции «Стрелка». Правительство региона реализует областную целевую программу «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области», в рамках которой осуществляется финансирование содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог. Для успешного развития области в целом необходимо надежное транспортное сообщение между правобережной и левобережной территориями региона, географически разделенными рекой Волгой. Оно пока в нашей области осуществляется по единственному на 300-километровом участке течения Волги совмещенному железнодорожно-автомобильному мостовому переходу. В настоящее время завершена разработка проектной документации на строительство дополнительного моста через Волгу на автодороге Нижний Новгород – Киров: 23 ноября 2012 года на заседании инвестиционного совета были выделены земельные участки под строительство этого мостового перехода. Строительство моста начнется в текущем году. Кировское направление – одно из самых проблемных мест в городе с точки зрения пропускной способности. Новый мост и развязки значительно снизят транспортную напряженность на данном участке. Проект должен быть реализован к 2016 году. Специалисты считали: пропускная способность здесь увеличится втрое.
Одновременно с возведением моста продолжается строительство объездных дорог областного центра. Через Нижний Новгород проходят значительные потоки транзитного движения, достигающие по разным направлениям 35 процентов общего потока автотранспорта. Поэтому продолжается строительство третьей очереди первого пускового комплекса Южного обхода Нижнего Новгорода, ввод его в эксплуатацию позволит вывести за пределы областного центра транзитный транспорт с направления Москва–Казань. Планируется продолжение строительства автодороги Р-152 Шопша – Иваново – Нижний Новгород. Ввод ее в эксплуатацию обеспечит возможность беспрепятственного движения транзита в обход городов Балахны и Заволжья, а также дамбы Горьковского водохранилища в направлении северных и северо-западных регионов России.
– Какие иностранные инвесторы наиболее активны в Вашем регионе?
– Правительство Нижегородской области проводит активную работу по расширению сотрудничества с зарубежными партнерами. Основная доля иностранных инвестиций приходится у нас на создание современных, высокотехнологичных производств. Если взять последнюю пару лет, то, к примеру, в 2011 году на территории области открылись следующие основные новые производства всемирно известных компаний:
- завод «Шотт Фармасьютикал Пэккэджинг» в городе Заволжье (компания «Шотт АГ» специализируется на разработке и производстве продуктов, материалов и систем из специального стекла), объем инвестиций в это предприятие составил 600 миллионов рублей;
- предприятие компании «Либхерр» по производству строительной техники и авиакомпонентов, общий объем инвестиций по проекту составил 11,5 миллиарда рублей;
- завод компании «Валео» по производству автокомпонентов для российских и зарубежных автопроизводителей, объем инвестиций по проекту в 2011–2012 годах – 315 миллионов рублей;
- был заложен первый камень в строительство предприятия компании «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», объем инвестиций по проекту – свыше 3 миллиардов рублей.
В 2012 году зарубежные инвесторы также открыли у нас в регионе несколько предприятий, например:
- 7 июня компания «Юнилин» ввела в строй производство напольных покрытий (ламината) в городе Дзержинске, объем инвестиций – 2 миллиарда рублей;
- 18 июля компания «Ондулин» открыла вторую линию по производству кровельных материалов, объем инвестиций – 1 миллиард 45 миллионов рублей;
- 17 сентября в Заволжье открылся новый завод по производству автокомпонентов компании «Леони», объем инвестиций – 1 миллиард 47 миллионов рублей;
- 24 сентября там же, в Заволжье, компания «Фройденберг Политекс» открыла третью линию производства нетканых полотен для дорожного и железнодорожного строительства, объем инвестиций – 814 миллионов рублей.
В результате запуска только этих четырех предприятий было создано более 2 тысяч новых рабочих мест. Уже в текущем 2013 году, 26 января, в Дзержинске была открыта фабрика по производству виниловых обоев компании «А.С. и Палитра». Создано 110 рабочих мест, общий объем инвестиций составил 1 миллиард 39 миллионов рублей. Планируется, что продукция фабрики будет продаваться во всех регионах России. 5 февраля 2013 года на Горьковском автомобильном заводе открылось производство полного цикла автомобилей Chevrolet Aveo в рамках сотрудничества «Группы ГАЗ» и компании General Motors. Ожидается, что ежегодный объем производства составит около 30 тысяч седанов и хэтчбэков Aveo. Автомобили будут продаваться на российском рынке. Инвестиции сторон в развитие производства ГАЗ под проект выпуска Chevrolet Aveo составили 29 миллионов долларов. А 29 апреля 2013 года в Балахне открылась фабрика по производству целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства «Реттермайер РУС Продуктион». Планируемый объем инвестиций по проекту – около 400 миллионов рублей.
– Какие меры предпринимаются на региональном уровне, чтобы привлечь иностранные компании и помочь им обосноваться в области? Существует ли специальная структура регионального уровня, которая осуществляет помощь иностранным инвесторам?
– Инвестиционный климат в нашей области оценивается многими международными агентствами как очень благоприятный, риски у нас минимальные. С целью снижения административных барьеров у нас в регионе внедрена прозрачная и четкая схема взаимодействия власти и инвестора по принципу «одного окна». В отличие от большинства регионов России в Нижегородской области создано профильное министерство инвестиционной политики, все проекты рассматриваются на заседаниях специально созданного инвестиционного совета при губернаторе. Подобный подход оправдывает себя, что подтверждается официальной статистикой. В 2011 и 2012 годах мы получили объемы иностранных инвестиций по одному миллиарду долларов ежегодно. И это не просто какие-то запланированные инвестиции, а уже реализованные в виде строительства новых заводов, установки нового оборудования. На сегодняшний день объем инвестиций по проектам, одобренным в ходе заседаний инвестсовета, приближается к 1,8 триллиона рублей. Всего было рассмотрено более 6 тысяч инвестиционных проектов, по ним планируется создать более 202 тысяч новых рабочих мест. За всеми этими цифрами – конкретные предприятия, живые люди. Вот, например, под Дзержинском мы не так давно запустили сначала первую очередь завода «Либхерр», а сейчас уже строится вторая – для производства авиакомпонента для аэробусов А-360, землеройной и строительной техники. Таких заводов в России больше нет! Или вот совместно с «Даниэли» заложили новый завод по производству металлургического оборудования, построили сверхсовременный литейно-прокатный комплекс.