Печать

Евразийский союз vs. проект «Туманган»: унипланетное сообщество или расовая война?
Виктор Гайкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №6, июнь 2013, стр. 182

Виктор Алексеевич Гайкин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН

Страна-то наша особая, стоящая между молотом Европы и наковальней Азии,
долженствующая так или иначе их помирить.

Дмитрий Менделеев

В прогнозах относительно будущего мира и места в нем России нет недостатка. Один из наиболее известных сегодня – концепция «столкновения цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона. Она явилась во многом эмоциональной реакцией на усиление мусульманского присутствия в Европе, наступление иной культуры – наступление, которое приведет к симбиотическому сосуществованию народов в рамках единого экономического пространства. Мусульманские государства Ближнего Востока тесно привязаны к экономикам развитых государств. Доминантный политико-экономический тренд их развития – укрепление (конвергенция), а не конфронтация (дивергенция) отношений с ЕС и США. Прогноз Хантингтона не историчен, он не рассматривает всемирную историю как процесс развития человечества – процесс, имеющий, как и любой развивающийся организм, закономерности, этапы, диалектическое содержание.

Сюрреалистичны и концепция Хантингтона о «столкновении цивилизаций», и инициатива академика Примакова о стратегическом союзе России, Китая и Индии. Понятно, что Китай в любом союзе согласится только на доминирующую роль. Максимум, на что сможет претендовать Россия, так это на роль равноправного участника. А скорее всего – просто ведомого. Да и у Индии слишком серьезные разногласия с Пеки­ном. Таким образом, «волк, коза и капуста» вряд ли окажутся в одной лодке. Кстати, и Пекин, и Дели сразу же открестились от подобной перспективы.

Геополитическая архитектура Евразии в XXI веке может претерпеть изменения, инициатором которых выступают некоторые структуры ООН. Проект «Туманган», продвигаемый ООНовскими стратегами, не так безобиден и «прогрессивен», как об этом говорится в рекламных и программных буклетах. Российская концепция Евразийского союза появилась почти одновременно (начало 1990-х гг.) с проектом «Туманган» в качестве его антипода. Если «Туманган» (и евразийский транспортный коридор) – это изоляция России, дезорганизация евразийского пространства, его геополитическая трансформация в угоду геостратегическим целям Китая, то Евразийский союз – разнорасовое сообщество, символизирующее будущее единство государств Евразии, а впоследствии и мира. Связанные общим экономическим интересом государства-члены Евразийского союза формируют новый мощный полюс глобализирующегося мира.

Первоначальная – «стволовая» – концепция проекта «Туманган» (официальное название – «План развития бассейна реки Туманган») заключалась в создании в устье реки Туманган на стыке трех границ трансграничного территориального анклава, состоящего из трех сегментов (китайского, корейского, российского), который будет управляться некоей международной структурой с постепенной интернационализацией анклава. Отсутствие реальных подвижек в его реализации на протяжении первых 15 лет (с 1991 г.) объяснялось в том числе и тем, что российские власти совершенно справедливо углядели в первоначальном проекте «Тумангана» своего рода убийцу Транссиба и морского порта Владивосток. Бросалась в глаза и сама дата возникновения проекта – 1991 г. – год развала СССР и появления в российском подбрюшье независимых среднеазиатских государств. Это давало возможность проведения по их территории евразийского транспортного коридора и изоляции России.

В результате Китай и ООНовские промоутеры проекта решили поменять его имидж. На VIII заседании консультативной комиссии ООН по развитию района реки Туманган (КНР, Чанчунь, сентябрь 2005 г.) было принято решение переименовать его во внешне аморфную и ни к чему не обязывающую «Расширенную туманганскую инициативу». Изменилась и суть: теперь Китай уже не настаивает на строительстве порта в устье Тумангана. Это предприятие оказалось сложным и по техническим (гидрологическим) причинам – скалистое дно, малая глубина, – и по международно-правовым причинам – принадлежность нижнего течения реки России и КНДР.

Тем не менее выход к Японскому морю Китаю по-прежнему нужен. Поступившись второстепенным (переименование проекта), Китай оставил главное – формирование трансграничного экономического анклава на сопредельных территориях Китая, КНДР, России (хотя об управлении анклава неким международным административным комитетом уже не говорится). В Китае территорией реализации «Расширенной туманганской инициативы» является корейский национальный округ Яньбянь. Надо сказать, что уровень урбанизации в Яньбяне самый высокий среди провинций КНР – 56 процентов (в 2 раза больше, чем средний показатель по Китаю – 27 процентов). Северокорейская часть будущего анклава – это свободная экономическая зона Раджин, которая даже при тоталитарном режиме строится и развивается. Соответственно в приграничных районах Приморья все с точностью до наоборот – депопуляция, развал промышленности.

Трансграничный экономический район обречен на внутреннюю специализацию: высокотехнологичное производство на основе дешевой северокорейской рабочей силы и китайского капитала – в китайском и корейском сегментах анклава, колониальная экономика – в российском сегменте. Контуры специализации начинают вырисовываться уже сегодня: создание на японские, китайские, корейские деньги рисоводческих комплексов, заготовка и переработка леса, исполнение роли железнодорожного (морского) извозчика. Как писала газета «Жэньминь жибао»: «Полностью используя богатые природные ресурсы соседних стран России и КНДР, в том числе лес и полезные ископаемые, морские ресурсы, Яньбянь интенсивно развивает отрасли переработки продукции на экспорт, в то же время ряд мощных предприятий округа инвестирует капитал в экономику России, КНДР».

Экстремальный сценарий может быть следующим. Примыкающая к границе территория Приморья будет постепенно заселяться корейцами (российскими и приезжими), которые будут трудиться на лесных, сельскохозяйственных предприятиях, принадлежащих иностранному (китайскому, корейскому) капиталу. Экспорт квалифицированной рабочей силы из Яньбяня – одна из главных статей дохода этого округа. В 2005 г. рабочая сила экспортировалась в 20 стран мира (доходы округа от экспорта рабочей силы составили в 2005 г. 880 миллионов долларов, что в 2,3 раза выше всех внутренних финансовых поступлений). Доказать, что эта приграничная территория Приморского края в далеком прошлом принадлежала Корее или Чжурчженьскому государству, состоявшему в вассальных отношениях с Китаем, будет несложно. Что тогда помешает изменить ее международно-правовой статус? Прецеденты имеются – Косово, Южная Осетия и Абхазия.


Помимо экономической, существует еще более серьезная – геополитическая – опасность, связанная с проектом «Туманган». Если попытаться прочитать матрицу исторического процесса с помощью гегелевского закона отрицания отрицания, то можно выделить три исторических этапа, своего рода гегелевскую триаду: первобытное общество, классовое общество, постиндустриальное общество. Как известно, по Гегелю, третий член триады повторяет первый (спираль развития), но на качественно новом уровне. Тот же Гегель считал, что история человечества – это поэтапное развитие свободы индивидуума. Согласно непопулярному сегодня Марксу, «царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства». Таким образом, достижение царства свободы (по Гегелю) как лейтмотив развития человечества реализуется только после выхода человека из сферы материального производства (по Марксу).

Первобытное общество, охота и собирательство (зависимость от природы) – тезис. Переход к регулярному труду (зависимость от материального производства) – антитезис. Развитие материального производства эволюционно приводит к освобождению от всякой зависимости (постиндустриальное общество) – синтез. Однако синтез (постиндустриальное общество) как реинкарнация на высшем уровне тезиса (первобытного общества) будет означать и перенесение в постиндустриальное общество доминантного конфликта первобытного общества, коим была межрасовая конфронтация.

Основными оппонентами в расовой войне окажутся монголоиды и европеоиды, а соответственно главным театром военных действий – Евразия. Расовая война станет самым страшным из конфликтов, по сравнению с которым Вторая мировая покажется дивизионными манев­рами. Она не будет преследовать ни одной из целей предыду­щих конфликтов (захват рабов, материальных ценностей, создание империй, смена общественного строя). Главная и единственная ее цель – полное уничтожение всего населения расы-антагониста.

Дать точный футурологический прогноз с указанием даты того или иного события нереально. Правильнее определять направления, векторы развития, намечать ориентиры и вехи, оконтуривать цели. Аксиомой стал тезис о том, что научно-технический прогресс идет по экспоненте (с возрастающей скоростью). Попробуем вывести алгоритм ускорения. От каменного топора до начала использования металлических орудий труда прошли десятки тысяч лет; путь от металлического топора до применения станков человечество прошло в десять раз быстрее – за несколько тысяч лет. На порядок меньший временной отрезок понадобился, чтобы изобрести компьютер, – несколько сот лет. Экстраполируя эту тенденцию в будущее, можно предположить, что для завершения компьютерной революции, комплексной роботизации производства (и выхода из него человека) будет достаточно нескольких десятилетий, максимум – столетие.

По свидетельству Хосе Рамона Ласуэна, «в начале XX столетия временной лаг между сменяющими друг друга индустриальными инновациями составлял 37 лет, после Второй мировой войны он составляет 14 лет». Поскольку первый компьютер появился в середине XX века, то начало масштабной расовой конфронтации можно было бы ожидать в середине XXI века. Нужно сделать поправку на то, что, как отмечают эксперты, в последние десятилетия происходит замедление научно-технического прогресса. В окончательном варианте выход человечества из сферы производства – а значит, его вступление в новый, постиндустриальный, этап развития и, как следствие, возможное начало расовой войны – можно ожидать в конце XXI столетия.

Можно указать на любопытное совпадение нашего прогноза с одним из эсхатологических сценариев. В 2003 г. была найдена ранее неизвестная двухтомная рукопись Исаака Ньютона. Ее содержание составляют сложные математические вычисления, которые основаны на интерпретациях Книги пророка Даниила. Согласно гипотезе великого ученого, между восстановлением Римской империи Карлом Великим, коронация которого состоялась в рождественскую ночь 800 г., и концом света должны пройти 1260 лет. Таким образом, апокалипсис, по Ньютону, наступит в 2060 г., то есть примерно в то же самое время, к которому мы относим начало расовой войны.

Именно Россия должна будет сыграть роль интегратора Запада и Востока благодаря тому, что она граничит с основными монголоидными государствами и что по ее территории проходит Транссиб – готовая артерия, связывающая Европу со Средней Азией и Дальним Востоком. Роль Транс­сиба будет состоять в правильной организации евразийского про­странства. Соответственно дезорганизующую роль сыграет евразийский транспортный коридор, который планируется создать в обход России. Этот проект, связанный с проектом «Туманган», протежирует ООН. В докладе ООН по проекту «Туманган» говорится: «Значение этого маршрута в том, что он пройдет по Северо-Восточной и Центральной Азии». На самом деле ничего пози­тивного в этом нет. Строительство транспортного коридора в обход России объединит в первую очередь монголоидный мир, а не всю Евразию. Запад, стремясь изолировать Россию, готовит себе второй Мюн­хен.

Задача России в том, чтобы расколоть монголоидное сообщество и сформировать блок из стран Центральной Азии, Кореи и Японии, тем самым опередить Китай в его естественном стремлении создать союз монголоидных государств (Китай, Корея, Япония, Центральная Азия). Два проекта, которые сейчас обсуждаются, будут реаль­ными шагами на пути реализации этого плана. Первый – строительство моста мыс Погиби–Сахалин и подводного тоннеля между Сахалином и Хоккайдо с выходом на Транссиб. Второй – соединение Транссиба с транско­рейской железной дорогой.

16 июля 2008 г. создано совместное предприятие «РасонКонТранс» с участием торгового дома «Российские железные дороги» и порта Раджин для реализации проекта «Хасан–Раджин». Предприятие будет заниматься реконструкцией железной дороги, строительством контейнерного терминала в морском порту. 4 октября 2008 г. в КНДР на пограничной станции Туманган состоялась торжественная церемония укладки первого звена в рамках модернизации железной дороги от российской станции Хасан до северокорейского морского порта Раджин. Протяженность магистрали 52 километра. Она будет представлять собой колею шириной 152 см., принятой на Транссибе, и 143 см. – как на Северокорейской железной дороге. Совмещенная колея позволит без смены колесных пар ходить как российским, так и северокорейским поездам.

Это пилотный проект в рамках масштабного плана объединения Транссиба и транскорейской железной дороги и создания трансконтинентального транспортного коридора длиной более 10 тысяч километров, что позволит доставлять грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона всего за две недели вместо 45 суток морским путем. Первый демонстрационный поезд по модернизированной железнодорожной ветке, связавшей российскую станцию Хасан с северокорейским морским портом Раджин, прошел 13 октября 2011 г. В 2012 г. планируется завершить весь комплекс работ по созданию нового транспортного коридора. Следующий шаг – начало коммерческой эксплуатации этих объектов для организации транзитных перевозок через порт Раджин с выходом на Транссибирскую магистраль. Одновременно с активностью России по стыковке Транссиба с транскорейской железной дорогой аналогичные усилия предпринимает и КНР с целью, образно выражаясь, перетянуть одеяло на свою сторону. В 2008 г. Китай арендовал в том же северокорейском порту Раджин причал и начал его реконструкцию. Железнодорожная ветка от порта Раджин свяжет его с северо-восточным Китаем и в перспективе станет частью уже упоминавшегося евразийского транспортного коридора.

В августе 2009 г. Госсовет КНР принял программу развития бассейна реки Туманган, а в ноябре 2009 г. в рамках этой программы утвердил создание на территории провинции Цзилинь района развития и международного сотрудничества «Чанчунь–Цзи­линь–­Туман­ган». В программе говорится: «Провинция Цзилинь, город Чанчунь и округ Яньбянь (именуемые далее как Чан-Цзи-Ту) являются основным регионом в бассейне реки Туманган, мы должны ускорить строительство экспериментальной зоны освоения и открытости Чан-Цзи-Ту, чтобы она стала главной приграничной зоной такого уровня в Китае, а также важной платформой для экономического и технического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Развитие данной зоны является национальной стратегией». Губернатор провинции Цзилинь Хань Чан Фу отметил, что полномочия, предоставленные государством в связи с новым планом, будут использованы в полной мере и провинция будет искать выход к морю посредством создания бондовой и трансграничной экономических зон.

У мирового сообщества нет другого выхода, кроме возведения совместными усилиями структуры будущего безопасного мира. В таком мире Россия просто обречена на роль третьего – разнорасового – сило­вого центра Евразии (наряду с Европой и Китаем). Центра, минимизирующего расовое напряжение между европеоид­ным и монголоидным полюсами планеты. В принципе о том же самом говорится и в статье Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня»: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки” между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».