Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Специфика приватизации стратегических компаний –
риск или выгода?

Следует начать публичный диалог с обществом и бизнесом о стратегических целях, преследуемых государством при приватизации значимых для страны активов. При этом нужно обнародовать имеющиеся у правительства планы модернизации конкретных отраслей экономики, предполагаемые сценарные условия развития приватизируемых компаний, а также конкретные и прозрачные условия участия инвесторов в реализации определенных структурных проектов, которые обеспечивали бы возвратность вложенных средств. Необходимо постоянно и широко информировать общество о ходе подготовки к приватизации, целях, преследуемых конкретной продажей, условиях предстоящей сделки, а также о ходе переговоров с потенциальными инвесторами.

Вместе с тем надо сказать, что процесс приватизации никогда не начинается в стратеги­чес­ких отраслях. Это его заключительный этап, так как стратегически важным компаниям требуется проведение тщательной подготовки к приватизации, а предполагаемый экспертами срок подготовки составляет 4–5 лет. К таким компаниям относятся, например, ОАО «НК Роснефть», функционирующее в сфере добычи, переработки нефти и газа и являющееся лидером по объему их добычи на территории России. Или ОАО «РЖД», предоставляющее услуги по перевозке грузов и пассажиров на всей территории России и обеспечивающее работоспособность всей транспортной инфраструктуры российских железных дорог. Здесь же можно назвать ОАО «Транснефть» (транспортировка нефти и нефтепродуктов) и ОАО «Зарубежнефть» (разведка и эксплуатация нефтегазовых месторождений).

Перечисленные компании являются крупнейшими налогоплательщиками и в целом за прошлый год принесли государству более 100 миллиардов рублей. После же их приватизации дивиденды будут выплачиваться новым собственникам.

Являясь естественными монополиями, эти компании сами образуют рынок и жестко контролируются государством, комплексно формируя инфраструктуру в своих отраслях. Финансовая эффективность приватизации стратегических компаний, на наш взгляд, является спорной и требует серьезной оценки, предваряющей принятие решения о приватизации. В противном случае контроль за государственной инфраструктурой существенно ослабнет, дивиденды будут потеряны, а тарифы на товары и услуги повышены.

К приватизации ОАО «РЖД» следует подходить особенно осторожно. В результате нее частные инвесторы получат крупный пакет, и интересы развития железнодорожной сети, ее значимость для страны будут смещены в сторону максимизации прибыли. Не говоря о том, что оценка предлагаемого к приватизации пакета – «25 минус 1 акция» – в денежном эквиваленте меньше годовой инвестиционной программы ОАО «РЖД». У нас уже был негативный опыт, когда железные дороги, подчиняясь правительству, были вынуждены продать вагонный парк. Существенно возросли издержки на так называемую вагонную составляющую. В результате тарифы на перевозки постоянно повышались, но из них лишь крайне малая часть шла на поддержание и развитие инфраструктуры путей и локомотивного парка – фонды изнашивались, а средств на их обновление не поступало. Тогда грузоотправители вынуждены были очень много платить компаниям-собственникам грузового вагонного парка. В результате рентабельность железных дорог существенно снизилась, возникли проблемы с инвестициями в основную железнодорожную сеть.

Следует объективно подходить к оценке активов ОАО «РЖД». Пока нет ясного представления о том, какую прибыль получит государство от продажи этой компании, ее приватизацию начинать нельзя.

Поспешная приватизация перечисленных ключевых для страны компаний приведет к тому, что входящие в их состав предприятия будут существенно недооценены в сравнении с зарубежными аналогами и проданы задешево в условиях мировой финансовой нестабильности, с огромными потерями государственных бюджетных средств.

Приватизация и национализация – парные категории

Может ли государство быть эффективным собственником? Мировой опыт свидетельствует, что да. Конечно, в сферу мелкого и среднего бизнеса приглашать государство в качестве собственника и управленца не имеет никакого смысла. Но наукоемкие производства, инфраструктура, авиастроение, ОПК – это совсем другое.

Я согласен с Геннадием Андреевичем Зюгановым, когда он говорит, что ни одно из обещаний идеологов приватизации выполнено не было, а самое главное, мы так и не получили действительно эффективный класс собственников. Все лучшее, что было создано в СССР, – мощнейший ВПК, научно-технические достижения, уникальные открытия, интеллектуальная собственность – обесценивалось, продавалось зарубежным конкурентам, разворовывалось, терялось. С предприятий выводились финансовые потоки. Многие предприятия продавались на условиях инвестиционных конкурсов, то есть по заведомо заниженным ценам, при условии, что разница между рыночной ценой активов и приватизационной ценой будет компенсирована инвестициями в предприятие. Как показали проверки Счетной палаты, из-за отсутствия регламента и контроля выполнения инвестиционных обязательств больше половины из них игнорировались, осуществлялись со значительными нарушениями. С явными нарушениями законодательства были проведены печально знаменитые залоговые аукционы, представлявшие собой раздачу отдельным бизнесменам крупных предприятий в области ТЭК, транспорта.

Поэтому назрела необходимость внесения в российское законодательство положений о национализации. Пока у нас еще есть возможность спасти то, что осталось на плаву, выжило вопреки всему. Но, как справедливо заметил председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин, Дума становится дискуссионной площадкой, центром принятия решений. И нами был создан серьезный стимул для обсуждения экспертами и политиками того факта, что государство способно быть эффективным собственником, регулятором и инвестором. Я думаю, мы еще вернемся к законопроекту о национализации. Вполне вероятно, что это произойдет осенью, когда предполагается новая большая волна приватизации. Начинать эту кампанию на падающем рынке, не имея страховочного инструмента, на мой взгляд, не очень разумно. Полагаю, что в контексте новой индустриализации этот инструментарий будет востребован государством.

Отдельные ошибки, допущенные при приватизации 90-х годов, сегодня могут быть исправлены только лишь через механизм национализации, в частности, в энергетической сфере, минерально-сырьевом и оборонно-промышленном комплексах, то есть в базовых отраслях экономики. Приватизация и национализация являются взаимодополняющими инструментами воздействия государства на свою экономику, повышающими эффективность ее функционирования.

В зависимости от складывающейся социально-экономической конъюнктуры государство может с помощью национализации усилить свое присутствие в экономике, как это происходит в периоды кризисов, или наоборот – через приватизацию ослабить воздействие на рынок, что наблюдается в годы экономического роста.

О роли парламента в процессе приватизации

На сегодняшний день парламент России никак не участ­вует в решении вопросов о приватизации крупнейших стратегических и инфраструктурных предприятий страны, так как в настоящее время доходы от приватизации федерального имущества не указываются в Законе о федеральном бюджете.

Между тем сумму планируемых поступлений от приватизации в качестве неналоговых доходов федерального бюджета и перечень крупных стратегически значимых объектов федерального иму­щества (в частности, пакетов акций акционерных обществ), которые планируется приватизировать в текущем году, необходимо утверждать именно Законом о федеральном бюджете. Только тогда будет гарантировано непосредственное участие Государственной Думы и Совета Федерации в решении вопросов о приватизации предприятий, обеспечивающих национальную безопасность страны. Каждый случай приватизации крупного предприятия должен рассматриваться как отдельный проект с полноценным об­щественным обсуждением, в том числе депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, представителями органов власти субъектов Российской Федерации, учеными РАН. А средства от приватизации должны в первую очередь направляться на инвестиции для модернизации производства. Такая позиция получила полную поддержку Счетной палаты.

Только при обеспечении парламентского контроля приватизация перестанет быть губительной для экономики, станет работать не наперекор стратегическим интересам нашей страны, а на обеспечение экономического роста.

Участвуя в обсуждении стратегии реформирования структуры собственности и системы управления базовых компаний ведущих отраслей российской экономики, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации смогут разделить с президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации ответственность за последствия проводимой политики приватизации.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS