Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


…с Раисой и Михаилом Горбачевыми в театре Марка Розовского  «У Никитских ворот». 1992 год

– В любом издании, которое Вы в разное время возглавляли, Вы были, что называется, пишущим главредом. Причем не просто пишущим, а много пишущим. Таких были считанные единицы. А сейчас и того меньше. Обычно главреды ограничиваются своими колонками. Вы же писали не только колонки, но и большие статьи, выступали на круглых столах, Вами же и в Ваших же изданиях организованных. Я бы даже сказал, что именно Ваш пример стал заразительным для некоторых других главредов, оказавшихся впоследствии медийно раскрученными публичными мыслителями. Именно Вы задали новую моду, когда главред перестал быть кабинетным аппаратчиком и превратился в эксперта. Помню, как на одном из банкетов в Вашу честь были сказаны такие слова: если после слова «поэт» хочется сказать «Пушкин», то после словосочетания «главный редактор» так и тянет произнести «Третьяков». А вот такому новому, несвойственному советской эпохе пониманию имиджа главреда Вы тоже научились у Яковлева?

– Если говорить о некоторых моих экспертных способностях и склонностях к анализу, то тут у меня не было ни одного учителя. Просто с детства мне присуща тяга к логическим знаниям. Я уже неоднократно говорил, что очень благодарен советской системе образования и, в частности, своей математической школе № 632 – одной из специализированных математических школ города Москвы того периода. Я учился в ней в 9-м и 10-м классах, перейдя туда из обычной школы. Там меня и научили логическому мышлению, умению анализировать. Да я и к научной работе всегда был склонен. Пошел работать – и в заочную аспирантуру поступил. Минимумы сдавал. Просто бросил все это потом – не сложилось по разным причинам. Потом, конечно, чрезвычайно важно, с кем ты общаешься. Если с идиотами – значит, ты со временем опустишься до их уровня. Если с мещанами и пошляками – станешь таким же, как они. Если ты свою журналистскую стезю видишь в описании тусовки, то сам превратишься в тусовщика. Я же всегда был склонен к тому, чтобы брать интервью у умных людей. Не у знаменитых, а у умных. Иногда это совпадает, но не очень часто. И вот через общение с этим политологическим сообществом я поднабрался дополнительных знаний, умений и в результате оказался в их кругу. И не белой вороной, а одним из немногих журналистов – собственно журналистов по образованию и по работе, – которых они принимают за своих. Но повторю еще раз: нужно понимать пределы своей компетентности и знать, где за этими пределами найти то, что тебе нужно, осознавая всякий раз, что ты пишешь статью, а не диссертацию. Нельзя злоупотреблять непонятными широкой публике понятиями, но недопустимо и обратное – описывать сложные вещи простыми словами. Для этого, как минимум, следует быть гениальным, а гении, как я уже много раз писал, в журналистике не работают. Журналистика – это конвейер, поточное производство. А гений и конвейер – это вещи несовместимые. Поэтому нет ничего страшнее человека, который ощущает себя гением внутри редакции – ни себе, ни коллективу он не в состоянии принести никакой пользы.

– Прошло более десяти лет, как Вы перестали возглавлять «Независимую газету». С такой исторической дистанции можно смело говорить, что «Независимая газета» Третьякова – это факт уже даже не столько медийный, сколько политический. В новейшей – да в общем-то и не только новейшей – истории России трудно найти другой пример того, чтобы периодическое издание было настолько востребованным, настолько авторитетным и настолько читаемым. Ну, разве что «Колокол» Герцена можно поставить рядом – да и то подобное сравнение хромает: «Колокол» звучал в жестко подцензурной Российской империи, а не в РФ 90-х, где – при всех изъянах ельцинского режима – свобода слова все-таки состоялась. Что Вам дала «Независимая газета» и что, на Ваш взгляд, «Независимая газета» дала нашей стране, нашему обществу в ту запутанную и противоречивую эпоху?

– Ну, сравнение с «Колоколом» Герцена меня несколько смутило. И не из скромности, не потому, что такое сравнение может выглядеть завышенным. Совсем по другой причине. Революционаризм, который и мне был некогда присущ в «Независимой газете», я сейчас совершенно в себе изжил – в силу жизненного опыта и по разным другим причинам. Особенно революционаризм, идущий из-за границы.

– Простите, если задел Вас. Просто искал адекватное сравнение и не нашел лучшего – по силе воздействия, по той роли, которую – про знак, положительный или отрицательный, я не говорю – оба издания, Герцена и Ваше, сыграли в истории России. Но давайте перейдем к «Независимой», мысленно вернемся в 90-е и в самое начало «нулевых».

– История «Независимой газеты» в многочисленных публикациях, прямо или косвенно ей посвященных, очень сильно искажена. Причем особенно устами тех, которые из нее ушли в разное время. И я просто чувствую свою историческую обязанность написать настоящую историю «Независимой газеты», и я это сделаю. Последним событием, утвердившим меня в этом намерении, стала история, произошедшая пару лет назад, в 2010 году. Я ее еще никому не рассказывал. Мне позвонила некая девушка, представившаяся редактором журнала «Афиша». Она сказала, что готовится специальный номер «Афиши», посвященный двадцатилетию российской прессы, и поэтому она хочет взять у меня как у создателя и долгое время главреда «Независимой газеты» интервью. Я согласился, попросил выслать мне вопросы и пообещал дать на них ответы указанного объема при условии, что редакция «Афиши» ничего в них менять по собственному усмотрению не станет. Ну, разве что кроме грамматических ошибок. Она мне пообещала, что это мое условие будет неукоснительно выполнено. Я ответил на все ее вопросы. Меня, кстати, сразу насторожил вопрос, кого я ощущал конкурентом «Независимой газеты». И в связи с этим там еще упоминался «Коммерсантъ». Я тогда как-то упустил из вида, что «Афиша» входит в систему «Коммерсанта». Выполнив все в срок, аккуратно и в нужном объеме, я отослал интервью и забыл об этом. Через некоторое время мои сотрудники принесли мне толстенный спецвыпуск «Афиши», посвященный как раз этой теме. Я его пролистал, желая, как всякий автор, увидеть свою публикацию, и не нашел ее.

– Вообще?

– Вообще не нашел Ее там не было. Там было много чего сказано о «Коммерсанте», о газете «Сегодня», об НТВ, а о «Независимой газете» – ничего, ни слова. Я позвонил этой девушке и услышал от нее какие-то сбивчивые оправдания, что она не знает, как это так получилось, и что она вообще фрилансер. Как фрилансер? Мне же было сказано, что редактор? Я с фрилансерами вообще не разговариваю. Довольно жестко, помню, ответил ей, что она молодая, но лгунья. Понятно, что решение принимала не она, а редакция. И редакция меня обманула.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS