Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Благодаря деятельности белорусской диаспоры формируется реальное гуманитарное пространство, которое действительно влияет на налаживание научных, культурных, предпринимательских связей и традиций между РФ и РБ. Например, после того как Совет РНКА «Белорусы Москвы» возглавил Сергей Кандыбович, установилось ее прочное и эффективное сотрудничество не только с профильным Московским домом национальностей, но и с учебными и научными центрами. Среди таких центров – исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет, Национальная академия наук Беларуси, Институт истории Национальной академии наук Беларуси, Азербайджанский институт учителей. Благодаря такому сотрудничеству были реализованы совместные научные и научно-популярные проекты, расширились и укрепились связи и контакты между российскими и белорусскими учеными. Интересным представляется и новый формат взаимоотношений диаспор России. Так, «Белорусы Москвы» подписали соглашение о сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией «Союз армян России», взаимодействуют с представителями казахстанской, азербайджанской и других диаспор. Все это представляется не только объектом исследования будущих историков, но и сегодняшним потенциалом для поступательного, конструктивного развития России. А также для опосредованного, через граждан РФ – представителей белорусского этноса, – формирования позитивных образов обоих государств и, как следствие, укрепления российско-белорусских связей.

В обязанности членов разных белорусских обществ России входит забота о национальном престиже, под которым понимается престиж собственно белорусской культуры. Организации занимаются устройством белорусских культурных центров, подготовкой и проведением разнообразных мероприятий (от фестивалей до научных конференций), сбором информации, связанной с историей и культурой белорусов. Ими отвергается сотрудничество с группами и организациями, практикующими или пропагандирующими социальную, национальную, религиозную нетерпимость, политическую ангажированность. Общероссийской надэтнической национальной идеи в этом социально активном неполитическом поле не прослеживается. Что показательно и, увы, не радует.

Практические наработки белорусской диаспоры были учтены московским правительством и Московским домом национальностей при разработке комплекса мер по предупреждению национальных конфликтов, формированию социально-экономических основ межнационального согласия, оптимизации миграционной политики органов государственной власти РФ.

Сегодня те российские белорусы, для которых этническая принадлежность – значимая составляющая самоидентификации и формально заявленной общественной позиции, в полной мере чувствуют ответственность не только за себя и не столько за Россию, сколько за Беларусь. Оставаясь гражданами другого государства, они продолжают ощущать себя частью того народа, который строит отдельное независимое Белорусское государство, испытывают любовь и уважение к этой своей родине и стремятся поддерживать и укреплять ее историческую память. Причем понимают это практически, реализуя данную мысль через свою национально-культурную общест­венную работу, воспринимая ее как неотъемлемую часть своей профессиональной деятельности и частной жизни. И любые выступления против РБ в российской прессе или недружественные телодвижения российской власти в адрес РБ воспринимаются ими как личная обида. И воспринимаются не пассивно, а активно – интенсифицируются контакты и переписка между территориально далекими друг от друга обществами, пишутся открытые письма, подаются заявления в прокуратуру. Надо сказать, без лишней ажитации, но последовательно и решительно. Так было, например, летом 2012 года, когда в одном из интернет-изданий появилась статья «неправильно понятого журналиста» Дмитрия Соколова-Митрича «Эти отвратительные белорусы». В ней автор попытался показать, насколько легко отыгрывать этническую карту, если цель – спровоцировать недовольство народа. И показал! Белорусы не захотели понять казуистическую тонкость подачи материала и восприняли его буквально – как оскорбление и разжигание ксенофобских настроений. Вот когда стал очевидным тот факт, что белорусская диаспора – не удел отдельных носителей этноса, а реальная социальная сила.

Таким образом, белорусская национально-культурная автономия сегодня способна реально формулировать и удовлетворять этнокультурные потребности, в ней отражаются те процессы, те положительные и отрицательные реакции на происходящие события, которые характерны для всех белорусов России. А деятельность многочисленных активных представительных и влиятельных белорусских организаций позволяет увидеть процессы, характерные в целом для этнокультурной жизни белорусов России. Тех белорусов, которых сегодня в России немногим более полумиллиона человек. В численном выражении это немного, но статистика в данном случае ничего не значит. В основном это люди, востребованные в своей профессиональной среде, представители интеллигенции, специалисты, авторитет и влияние которых в регионах проживания традиционно высок. Показательно и то, что по данным двух переписей населения, проведенных уже в новом веке, численность белорусского населения России сократилась за несколько лет почти на 300 тысяч человек. Этот факт воспринимается в диаспоре сегодня как реальная проблема и делает для белорусских организаций особо значимой работу по сохранению языковой и национально-культурной самобытности.

Выше уже говорилось о том, что активная часть диаспоры бескорыстно и по собственному почину сделала свой профессиональный ресурс ресурсом национально-культурной автономии. Вместе с тем совершенно естественным образом к отдельным активистам и рядовым членам постепенно пришло понимание, что и диаспора, и членство в структурах автономий, а особенно – ключевые посты в них, – это серьезный ресурс. Оказалось, что можно сделать собственную национальность своей профессий и получать с этого неплохие дивиденды. Если государство отступит от однажды выбранного и последовательно хранимого пути, прописанного в законе 1996 года и его многочисленных, но адекватных поправках, беды не миновать. Такого уже чуть было не случилось в недавнем прошлом, когда отдельные политические силы стали проявлять к институализированным группам белорусов повышенное внимание и интерес. Это заставило членов белорусских организаций сразу и резко вспомнить о собственных политических пристрастиях, которые оказались весьма разнообразными, и открыто заявить о своем неприятии происходящего. В аполитичную и гармоничную атмосферу, царившую до того в белорусской общине России, был внесен неожиданный политический диссонанс. Это заставило опомниться и отступить инициаторов политических прививок, правильно просчитавших соотношение ситуативных побед и репутационных издержек. Последних оказалось бы неизмеримо больше.

Семнадцать лет назад, получив в руки механизм Федерального закона, часть граждан России самопроизвольно, но в рамках правового поля объединилась на основе принципа этнической принадлежности. У разных национально-культурных автономий это получилось по-разному – у российских белорусов, по-видимому, очень удачно. Все это время они находили для себя интересным и существенным безустанно, целенаправленно и безвозмездно воспроизводить выбранный ими формат жизни. И сегодня они – мост между Беларусью и Россией. Хорошо, пусть не мост – мостик, но именно на нем сосредотачиваются, воспроизводятся, инициируются трансграничные межгосударственные связи. Здесь варится и кипит то, что называется российским гражданским обществом, социальная активность членов которого порой очевидна, порой зашкаливает, но не увидеть ее можно, только приложив специальные усилия. Здесь коренится основа меж­эт­нического мира и согласия России, каким бы шаблоном эти слова ни казались.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS