Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

В этом смысле народы, разделенные новыми постсоветскими границами, оказались даже в более выигрышном положении, ибо РФ сама, по своей воле формировала на собственной территории общественные объединения российских граждан, не скрывающих особой заинтересованности в судьбах своей малой родины. Той самой малой родины, которая оказалась отделенной государственными границами и стала независимой и самостоятельной. Предсказать поведение, оценки, реакции этих людей в тех условиях вряд ли кто-либо готов был взяться. И вряд ли в тот момент оценивались риски их вовлечения в особые, специфические интересы новых государств и их спецслужб, риски появления на базе подобных объединений внутри России влиятельных финансовых или политических этнических лобби… В том, что процесс опосредованной поддержки национально-культурных автономий стал важным направлением для внутренней и показательной установкой для внешней политики Российской Федерации, не было ничего, кроме доброй воли и понимания ситуативной правильности таких действий.

Но одно дело – заявить, что закон в полной мере отвечал и отвечает вызовам времени и насущным потребностям народов России, что он стал наиболее действенным способом укрепления межнационального согласия и стимулировал формирование гражданского общества в РФ на федеральном и региональном уровнях. А совсем другое дело – доказать, что это так и есть.

Обратимся к конкретике. Да, разумеется, попытки прописать национальные черты любого народа всегда обречены на выведение неких мало что говорящих упрощений. Но тем не менее вряд ли кто станет оспаривать, что среди многонациональной семьи народов Советского Союза одним из самых бесконфликтных, покладистых, терпеливых, спокойных этносов были белорусы. Это не к тому, чтобы лишний раз белорусов похвалить (хотя почему бы и нет?), а чтобы еще раз подчеркнуть – конец XX века воззвал к этничности, и на этот зов ответили практически все народы бывшего СССР. И пример этнокультурной активности белорусов в тот период становится особенно показательным в свете бесспорно присущей им умеренности.

Общественно-политическая жизнь российской белорусской диаспоры стала заметной с конца 80-х годов, когда в Москве сформировался круг активной белорусской научной и творческой интеллигенции, которая продемонстрировала устойчивую национальную идентичность и общественную организованность, объединяясь и создавая обязательную в таких случаях инфраструктуру. Возникли самые разные объединения и землячества на московском и федеральном уровнях. Декларируемые ими цели в принципе приблизительно одни и те же – удовлетворять интерес и потребности в национальной культуре и языке, укреплять контакты с исторической родиной, обеспечивать коммуникации с другими диаспорами. Правда, надо заметить, что явная тяга белорусов к формированию национально ориентированных белорусских землячеств проявилась еще на рубеже 70–80-х годов. Но этнический подтекст тогда был скорее маркером «свой–чужой», предметным же полем, объединившим вышедших из БССР чиновников и представителей интеллигенции, стало так называемое кухонное постоянно-периодическое обсуждение положения дел в республике, тех ее проблем, которые виделись им из Москвы. В дальнейшем именно на основе одного из таких протокружков было сформировано и стало первым зарегистрированным объединением белорусов России Белорусское землячество Москвы, которое, в свою очередь, явилось соучредителем Региональной национально-культурной автономии (РНКА) «Белорусы Москвы».

Еще одним крупным объединением белорусов стала Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) «Белорусы России», зарегистрированная в 1999 году. По воспоминаниям одного из организаторов и первого председателя Совета ФНКА Франтишека Ковриго, появление в РФ в конце минувшего века этой головной федеральной белорусской автономии было простимулировано тогдашним министром национальной политики РФ Рамазаном Абдулатиповым. Руководители департаментов и начальники управлений этого министерства занимались в 90-е подобной практической работой системно. Они не только подталкивали оставшихся в России активных и авторитетных представителей бывших советских национальных республик к созданию национальных общественных объединений, но и участвовали в укреплении их связей с новыми постсоветскими государствами, выстраивании контактов на самом высоком уровне. И встречали в новых государствах полное взаимопонимание в этом вопросе.

Первые лица новых государств осознавали значимость подобных процессов и откликались на них, стимулировали по мере возможности. Например, именно тогда представители белорусской диаспоры России были приглашены в Республику Беларусь для встречи с ее главой Александром Лукашенко. Шел первый год его президентства, но откладывать налаживание и укрепление связей между белорусами РБ и белорусами РФ было нельзя – казалось, этот ресурс может оказаться эффективным и полезным. И действительно, значение таких контактов трудно переоценить. Представители национальной интеллигенции и номенклатурные работники, выдвинутые в советское время с республиканского уровня на союзный, не растеряли личного авторитета. Они сохранили сложившиеся в советское время связи и в новые времена, в новых геополитических условиях, особенно в своей этнической среде. Именно поэтому потенциальный ресурс активно формировавшихся на волне национального энтузиазма диаспор был очевиден руководителям России и Беларуси. Это была не характерная для того времени закулисная игра, которую тогда еще во многом слабому федеральному центру приходилось вести с территориальными российскими автономиями, чтобы если и не искоренить полностью сепаратистские настроения, открыто пропагандировавшиеся местной административной элитой, то уж хотя бы удерживать их в подконтрольном состоянии. Нет, белорусы России жили рассеянно, дисперсно, автономистских амбиций у них никогда не было, и подобные посулы были бы ими встречены, как минимум, с недоумением.

Главным чаянием белорусов России на долгое время стал проект Союзного государства Беларуси и России. Став гражданами РФ и автоматически утратив при этом гражданство РБ, они подсознательно стремились к этому декларируемому государственному объединению, которое позволило бы им компенсировать геополитические издержи и потери, коснувшиеся их лично. А в ожидании этого события наиболее активная часть белорусской интеллигенции – ученые-гуманитарии, деятели искусства, литераторы, композиторы – объединили свои усилия по популяризации среди диаспоры белорусской истории, белорусских традиций, языка, культуры, по сохранению и стимулированию их белорусской этнокультурной идентичности. Интересно, что их деятельность должна была осуществляться не только и не столько среди других народов РФ вообще, сколько непосредственно среди самих российских белорусов.

Диапазон деятельности институализированных объединений белорусов был широк. Остается он таким и сегодня, концентрируясь преимущественно вокруг культурно-просветительской деятельности. Здесь важно обратить внимание на один нюанс: главной задачей диаспоры стало поддержание и восстановление элементов национальной культуры и языка, а не адаптация к местной среде. Ведь белорусы и так свободно владеют русским языком и обладают навыками стереотипного поведения жителей мегаполиса, комфортно себя чувствуют в России и ее столице.

Можно сказать, что белорусскими организациями разработана независимо друг от друга некая программа сохранения белорусской диаспоры. Каждое общество работает в своей социальной, возрастной, гуманитарной нише. И благодаря их организационному ресурсу за последние 20 лет сформировалась институциональная основа, которая вовлекает белорусов в процесс восстановления и воспроизводства национальных традиций. Деятельность всех современных белорусских объединений РФ – независимо от того, насколько они близки к политике или далеки от нее, соблюдают или не соблюдают принцип невмешательства во внутренние дела Беларуси, – направлена на объединение белорусов.

Во многом специфика деятельности того или иного общества определяется еще и тем, кто входит в число его наиболее активных членов. Профессиональная деятельность и профессиональные связи таких активистов становятся ресурсом диаспоры. Например, наличие в диаспорах квалифицированных специалистов из разных сфер гуманитарной деятельности предопределило активную издательскую деятельность белорусских объединений. С начала 90-х ими были выпущены многие издания, из которых последним по времени выхода стал опубликованный уже в текущем году сборник «Сын белорусского народа Петр Машеров. К 95-летию со дня рождения. Воспоминания и статьи».

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS