Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Для повышения сложности организованности общества, преодоления бессубъектности развития необходим комплекс мероприятий, среди которых в первую очередь следует выделить:

  • окончательный отказ от либеральной идеологии, стимулирование формирования идеологии коллективного развития;
  • преодоление негативных последствий атомизации общества (реабилитация российского общества);
  • смену негативных индивидуалистических концепций в образовании, ориентированных на оказание образовательных услуг, на концепции образования в интересах становления общества развития;
  • стимулирование процессов повышения организованности общества через создание многоуровневых взаимосвязанных сетевых структур развития (лабораторий качества жизни на местах, сети из различных форм общественных объединений и предпринимательских структур, сообществ лидеров развития, советов стратегических лидеров), фрактальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях.

Предлагаемый комплекс мероприятий будет способствовать резкому повышению сложности общества как субъекта развития, что позволит принципиально совершенствовать механизмы демократии в части компетентного делегирования властных полномочий, организации контроля над властной элитой и формирования адекватных представлений о стратегических направлениях развития.

Попытки государства создать новые механизмы работы с обществом далеко не в полной мере отвечают предлагаемому здесь комплексу мероприятий по повышению сложности в организованности общества как субъекта развития.

Открытое правительство. Сформулированные в основополагающем документе, объясняющем эту институцию, базовые ценности не ориентированы на преодоление последствий либеральной идеологии и атомизации общества, на объединение граждан в интересах общего развития. Вот эти ценности: уважение к правам человека, семья и дети, свобода, справедливость, честность, ответственность, самореализация на основе честного труда, интеллект. В данном документе также не детализированы механизмы и модели сборки субъектов российского развития, развития системы образования и науки, актуализации культурного потенциала российского развития.

Электронная демократия. Бе­зу­словно, это важный шаг в развитии связей между гражданами и органами власти. Однако в контексте предложенного комплекса мероприятий по повышению сложности общества как субъекта развития предлагаемый подход ограничен ведущей ориентацией на работу с отдельными гражданами, а не с высокоструктурированным обществом и тем более не ориентирован на стимулирование и обеспечение структурирования общества.

Агентство стратегических инициатив. Цели и задачи агентства четко сформулированы, ориентированы на поддержку инновационных проектов, что особенно важно в социальной сфере. Насколько деятельность агентства будет способствовать повышению сложности в организованности общества как субъекта развития, покажет время. Это зависит от масштабов проектов, их системной связности и ориентации на становление общества развития.

 

Низкая сложность совместной организованности государства, административных органов и общества

В этой группе вызовов развитию демократии и препятствий ей находятся:

  • крайне ограниченные возможности для граждан оказывать прямое воздействие на деятельность властной элиты;
  • недоверие в треугольнике «государство–бизнес–общество», низкое качество государственно-частного партнерства, что является тормозом на пути инновационного развития страны;
  • инверсия отношений между контролирующим (общество) и контролируемым (государство), чему способствовало превращение СМИ в субъ­ект рыночной экономики;
  • высочайший уровень коррупции, которая блокирует создание административно-общественных механизмов стратегического управления и развития;
  • крайне низкий уровень профессиональных компетенций властной элиты;
  • отрыв властной элиты от общества (несправедливое присвоение национальных ресурсов, вывоз капиталов, обу­чение детей за границей, негативное отношение к отечественной истории и культуре);
  • низкий уровень социальной политики и дальнейшие негативные тенденции, что просматривается из анализа бюджета страны на текущий год;
  • нарастание социальной напряженности.

Со стороны государства в последние годы предпринимаются активные попытки в движении навстречу обществу, но успехи от этих шагов весьма скромные.

Концептуальные основы создания открытого правительства не ориентированы на создание действенных совместных государственно-общественных механизмов стратегического управления и развития. Открытое правительство позиционирует себя как интерфейс между государством и обществом, что с методологической точки зрения выглядит недостаточно корректно.

Как уже отмечалось выше, программы электронной демократии и электронного правительства в основном ориентированы на организацию взаимодействий с отдельными гражданами, а не на стимулирование и поддержку совместной работы с высокоорганизованным обществом. В связи с этим уместно вспомнить, что демократия может пониматься и как баланс элит – баланс, трудно устанавливаемый и трудно сохраняемый, а не раз и навсегда утвержденный, обреченный существовать в той или иной стране до скончания веков.

Нами десять лет назад была выдвинута идея создания второго контура стратегического управления и развития страны, гармонично сочетающего иерархический и сетевой принципы. Контура государственно-общественного под непосредственным руководством президента РФ. Контура с полномочиями выше ведомственных структур исполнительной власти. Эта идея была одобрена некоторыми политическими тяжеловесами, доложена в администрации президента РФ, Совете безопасности РФ и некоторых других ведомствах. Но заинтересованность в развитии в те годы явно отсутствовала. Идея не устарела и сегодня. Более того, представляется, что это практически единственный путь перейти к развитию без революционных катаклизмов, исключительно путем реформирования механизмов управления и развития. Фактически речь может идти о цивилизованной, контролируемой обществом «диктатуре развития», органично включающей в себя новые механизмы демократии – механизмы, адекватные реалиям XXI века.

За прошедшие десять лет на основе субъектно-ориентированного подхода нами намечены направления совершенствования социогуманитарных технологий, которые могли бы лечь в основу организации второго контура стратегического управления и развития страны. Среди них:

  • разработка современных субъектно-ориентированных социогуманитарных технологий стратегического проектирования и стратегического аудита;
  • создание методологии и механизмов сборки субъектов развития;
  • проектирование моделей активных сред инновационного развития, ориентированных на множественные распределенные источники инноваций, нелинейную модель инноваций;
  • выстраивание методологии и технологий переориентации национальной безопасности с доминирующей «окопной» логики защиты от угроз на логику обеспечения способности субъектов к развитию в динамично изменяющемся окружающем мире;
  • разработка методологии и механизмов организации пространства знаний, инновационного развития и навигации в нем;
  • институционализация разработки и внедрения социогуманитарных технологий стратегического проектирования.

В настоящее время все более отчетливо становятся заметными позитивные процессы консолидации усилий административных образований и общества на региональном и местном уровнях. Это дает основание для вывода о наличии тенденции повышения данного вида сложности и потенциала совершенствования механизмов демократии в России.

На государственном уровне остается слабая надежда на Агентство стратегических инициатив, которое могло бы инициировать актуальные процессы развития на основе совместного участия государства и общества в стратегическом управлении страной и ее развитии.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS