Среда, 18 Сентября, 2019
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Пятое. Для обеспечения надежного решения этих задач должны быть пересмотрены действующие кадастры и регистры участников внешнеэкономической деятельности, кратно расширен охват и масштаб как единовременных, так и текущих статистических наблюдений, обеспечена совместимость применяемых различных программных средств и электронных технологий сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных, то есть весь статистический инструментарий учета и отчетности, за пределами которого остается едва ли не половина всего того, что в нем должно в явном виде присутствовать. Первый и решающий шаг в этом направлении – организация и проведение всеобщих переписей национального имущества и богатства этих стран, которые вот уже 20 лет переносятся под разными предлогами.

Шестое. В той же мере в единых международных стандартах сегодня должны решаться вопросы формирования антикризисной статистики. Должны быть преодолены большие расхождения в полноте, достоверности и точности различных источников публикуемых данных, реализован, как отмечалось выше, комплекс новых методов, форм и программ выборочных наблюдений, в частности, наблюдений протестных выступлений, в том числе против самой интеграции, устранены серьезные претензии к евразийской статистике, предъявляемые со стороны международных статистических организаций.

Седьмое. Вместе с тем в том объеме и в той мере, в какой это предусмотрено новыми целями и задачами, решаемыми в связи с формированием ЕЭП и определяемыми развитием международной экономической интеграции в условиях создания ЕАЭС, Евразийскому экономическому совету и Исполкому ЕврАзЭС в пределах их компетенций следует поручить ЕЭК совместно с взаимодействующими организациями разработать комплекс дополнительных мер, направленных на совершенствование статистики взаимной торговли и формирование основ евразийской статистики, предусматривающих повышение ее институционального статуса и инструментального обеспечения до уровня стандартов, применяемых в Евростате и других аналогичных статистических организациях. Для этого в планах работ российской стороны в ЕЭК на 2013–2015 гг. надлежит предусмотреть:

  • расширение и оптимизацию системы наблюдаемых макроэкономических показателей СТС с разработкой инструментальных программных и технических средств их интеграции в единое мировое информационное пространство;
  • разработку новых индикативных показателей как действенных навигаторов, необходимых для обеспечения успешной реализации стратегических проектов международной экономической интеграции, предусматриваемых в планах создания ЕАЭС.

Восьмое. С учетом изложенных предложений уполномоченным органам СТС рекомендуется инициировать разработку и ведение мониторинга несопоставимых показателей, их индексацию и публикацию на регулярной основе с учетом всего множества расхождений и погрешностей в методологии и достоверности их учета. В этих целях предлагается также создать рейтинговое агентство СТС и осуществлять на регулярной основе публикацию биржевых котировок важнейших активов и индексов финансовых рисков, необходимых для обеспечения более полной оценки деловой активности, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности этих стран.

Девятое. Чтобы оказать ЕАЭС научное содействие в формировании эффективных интеграционных структур и полноценном решении указанных методологических задач, в виде своеобразных аналогов созданного Евразийского банка развития или создаваемого в настоящее время основополагающего прообраза ЕАЭС – Евразийского парламента – предлагается создать Институт евразийской экономической интеграции и Международную евразийскую академию наук.

Евразийской статистике, вне сомнения, удастся совершить прорыв по всем указанным направлениям, если она в ходе предстоящего формирования ЕАЭС сумеет в первоочередном порядке совершить переход на следующие девять групп основополагающих международных стандартов:

  • стандарты единых статистических определений и терминов, представленные в «Международной энциклопедии статистических наук» (Берлин: Шпрингер, 2011. 1150 с.);
  • стандарты международных единиц измерений, наименований и сокращений;
  • стандарты международных регистров единиц и форм статистических наблюдений;
  • стандарты систем статистических показателей технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты международных статистических классификаторов и номенклатур;
  • стандарты статистических шифров и кодов;
  • стандарты международных статических программ и единовременных обследований, анкет и вопросников;
  • стандарты выпуска, обмена и публикации статистических данных;
  • стандарты статистических алгоритмов, программ, методов, технических средств и информационных технологий сбора, хранения, обработки и передачи данных.

Напомню, что, согласно ИСО (Международной организации по стандартизации), общее количество применяемых в современной статистике стандартов, начиная со стандартов международных единиц измерения и кончая стандартом международной системы национальных счетов, составляет 146 наименований. Из всех этих 146 повсеместно применяемых в ЕС и других международных экономических организациях именованных стандартов в современной евразийской статистике используется всего 17.

В России и других странах СНГ за ведение этих стандартов отвечают соответствующие национальные службы. В РФ это Госстандарт России, в странах СНГ – Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, работающий в Минске.

Непосредственную работу по подготовке и адаптации этих стандартов в России осуществляет ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству. Согласованием стандартов занимается Техническая комиссия по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации Госстандарта России.

***

Поставленные задачи можно будет считать решенными, а ЕАЭС – состоявшимся, когда ключевые параметры развития стран ЕАЭС начиная с параметров, характеризующих уровни специализации, кооперирования и конкурентоспособности интегрируемых производств, и кончая параметрами, оценивающими уровни и качество жизни, будут соответствовать ключевым показателям, достигнутым ныне странами ЕС. Представление о разрывах и расстояниях, которые при этом надо будет преодолевать, дают данные, приводимые в таблице 3.

Как видно из приведенных данных, странам ЕАЭС предстоит пройти путь длиною более 50–75 лет. Сравнивая и анализируя эти показатели, надо помнить, что эффекты и преимущества интеграции как крупной формы производства в полном объеме станут реальностью евразийской жизни только в конце этого пути. Следует учитывать и прямую зависимость подобных эффектов от масштабов производства: чем больше масштабы, тем, согласно закону эмерджентности, ниже удельные затраты и выше эффективность производства. Не при любых масштабах эти эффекты проявляются в полном объеме и в автоматическом режиме. Тренды современной глобализации как высшей формы международной интеграции однозначно подтверждают указанную истину. Чтобы добиться желаемых результатов в полном объеме, евразийской интеграции предписано стартовать с увеличения ее масштабов, нынешнее территориальное пространство которых избыточно, а емкость и эффективность – недостаточны.

Чтобы ЕАЭС к 2015 г. стал по-настоящему крупным международным образованием, намеченные преобразовательные задачи должны быть в полном объеме решены. Созданная для решения этих задач ЕЭК и ее институты явно не справляются со своими функциями. Мало того, существует реальная угроза, что при столь инерционном подходе к решаемым задачам, низком уровне прозрачности используемых данных и таком наборе кадров они вообще вряд ли окажутся в состоянии исполнить свое предназначение. И тогда под угрозой окажется сам факт существования ЕАЭС в целом.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1401 гостей онлайн