Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Цивилизационная динамика
Сергей Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №15, март 2017, стр. 3

Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

S Belkin photo

Страны и народы движутся по своим историческим траекториям, формируя, вбирая и отвергая разные ценности, религии, этические системы, созидая и разрушая множество политических конструкций, институтов, создавая науку, достигая технического прогресса, экономического развития и упадка, внедряя различные модели жизнеустройства. При этом они то обретают сходные черты и признаки, то их утрачивают.

Начиная с  недавнего – менее двухсот лет – времени ученые стали описывать сходства и различия вводя понятие «цивилизация», распределяя страны и народы по различным культурно-историческим типам. Существует много подходов к описанию цивилизаций. Количество разных цивилизаций на планете в зависимости от авторского взгляда, может составлять и несколько штук, и несколько десятков. За многие десятилетия в науке сложился так называемый цивилизационный подход в описании развития стран и народов.

Однако, при описании событий в общественно-политическом пространстве до сих пор преобладает взгляд на происходящее  как на следствие развития материальных производительных сил и классовой  борьбы. В сказанном мы узнаем язык марксизма. Но те же самые причины и факторы исторического развития (экономика и социальные противоречия) лежат в основе совершенно иного взгляда – современного либерализма, считающего себя антитезой марксизму-коммунизму. Либеральный, – особенно неолиберальный взгляд, – еще выше, нежели марксизм, оценивает роль экономики, ставя ее в мировоззренческий центр бытия, видя в ней не просто «базис», а смысл жизни: вплоть до квазирелигиозного поклонения ей («золотому тельцу»).

Цивилизационный подход – не отрицающий марксистский и либеральный подходы, но принимающий их в качестве дополнительных специфических инструментов анализа, – это другая система причинно-следственных связей и иная система координат.  Основой этого подхода является убеждение в том, что в  основе  динамики  общества лежит развитие человека, его духовного мира – науки, культуры, образования, этики, религии. Духовный мир во всей его многомерной полноте формирует систему ценностей человека и общества. Система ценностей определяет мотивацию человеческой деятельности, формирует цели и пути их достижения. Духовный мир и сложившаяся в обществе система ценностей определяют структуру, форму и правила жизнедеятельности: представления о должном составе и функциях семьи, о безопасности и качестве жизни, определяют социально-политическое и экономическое устройство, влияют на выработку применяемых технологий, обусловливают уровень экологического сознания, формы и правила взаимодействия стран и народов, обеспечивают способность и стремление к прогнозированию и конструированию будущего.

И либеральный и марксистский подходы предрекают обществу достижение к некой терминальной стадии развития – глобальный коммунизм или глобальный либерализм – по достижении которого развитие, по сути, завершается, наступает бесконечный период стационарного благоденствия. В отношении марксистской мечты о коммунистическом обществе можно говорить о принципиальной, теоретической возможности его достижения. В либеральной модели, где не просто действует, но оберегается как неотменяемая сущность  примат индивидуальной свободы и стремление к обогащению, главными двигателями истории становятся алчность и эгоизм. А это с неизбежностью рождает определённый тип хозяйствования, вступающий в противоречие с человеческой природой и с исчерпаемостью природных ресурсов. В рамках этой модели достижение стационарного либерального благоденствия в планетарном масштабе невозможно, система начнет спасать саму себя, порождая жесткое разделения человечества на тех, «кому благоденствие» и тех, за чей счет оно может поддерживаться.

Цивилизационный подход не отрицает  возможность подобных стадий человеческой истории, но при этом исходит из того, что цивилизационные изменения  будет длиться бесконечно: столько, сколько человечество будет существовать. «Конца истории» не будет, «окончательных стационарных состояний» – тоже. Локальные цивилизации будут влиять друг на друга, исчезать и появляться, переживать кризисы, время будет ставить перед ними новые вызовы, и они будут искать и находить ответы на них. В этой связи говорят о цивилизационной динамике, о взаимовлиянии цивилизаций, об их столкновениях и диалогах.

Когда происходит существенное изменение культурно-исторического типа, затрагивающие самые фундаментальные основы бытия народа, говорят переходе цивилизации к иному типу, к осуществлению, тем самым, цивилизационного выбора. Например, в качестве перехода из одной цивилизации в другую рассматриваются такие масштабные события, как перевод народа из одной религии в другую. Наиболее распространенным примером из отечественной истории является принятие христианства на Руси  в  Х веке – это многими трактуется как «цивилизационный выбор». Такой подход не лишен оснований, но не лишен и неточностей: религиозный выбор не тождествен цивилизационному. Более очевидным и осознанным именно как слом культурно-исторической матрицы был переход к строительству социализма после 1917-го года, в связи с чем эти действия скорее можно называть цивилизационным выбором.

Цивилизационный выбор –  распространенное словосочетание, но плохо определенное понятие. «Выбор» – действие, производимое здесь и сейчас, в настоящее время. В этой связи говорить об осознанном цивилизационном выборе чаще всего можно лишь с оговоркой. Выбор чего-либо может иметь место только тогда, когда есть субъект, обладающий возможностью производить выбор, и есть набор возможностей, из которых этот выбор производится. Важной особенностью, отличием цивилизации от государства является ее бессубъектность: у цивилизаций нет органов и персон, действующих от ее имени и в ее интересах. Чаще всего исторический процесс приводит страну к тем или иным цивилизационно новым состояниям в ходе сложным образом складывающихся процессов, под влиянием многих факторов. Часто осознание тех или иных действий в качестве факторов, приведших к «цивилизационному выбору» приходит спустя время.

Тем не менее, вдумчивые аналитики, ответственные политики и руководители всех уровней должны взвешивать свои действия на цивилизационных весах. Следует  соотносить предлагаемые или навязываемые обществу пути, цели и ценности с учетом того, в какое новое состояние попадет народ  и страна. В этой связи очень многие явления жизни общества, внедряемые модели развития – экономического, политического, духовного и т.д., – можно и должно рассматривать как действия, оказывающие свое влияние на процесс цивилизационного развития и в этом смысле считать, что они могут оказаться тем, что впоследствии назовут «цивилизационным выбором».

Полноценный цивилизационный выбор, однако, имеет место в пространстве идей, образов будущего, мечты. Если общество вырабатывает желанный для своего развития образ и модель бытия, стремится к определенному цивилизационному будущему, то оно должно научиться соотносить свои действия со сделанным в образной форме цивилизационным выбором. В этой связи важно не забывать, что любое действие – в политике, в экономике, в культуре и в религиозной жизни, в науке и технике, в духовно-нравственном и личностном развитии, – так или иначе, является элементом и фактором цивилизационной траектории, по которой движутся страны и народы.  Поэтому  наш проект, посвященный проблеме цивилизационной динамики, нацеливает общество, его лидеров и граждан на выработку умения взвешивать происходящее и свои действия на цивилизационных весах, определять место, роль и направление события в цивилизационной динамике.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS