Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Денежно-кредитная политика: стимулирование реального производства

Денежно-кредитная политика монетарных властей страны в последние годы подвергалась наиболее серьезной критике – в этой сфере регулирования накопилось множество серьезных проблем. В связи с этим необходимо пересмотреть ключевые ориентиры в деятельности Центрального банка (ЦБ) России. Минимальный набор требований к обновленной политике регулятора видится следующим образом.

1. Официальное включение в перечень целей деятельности ЦБ России задачи поддержания экономического роста. Речь идет о том, что ЦБ отныне не должен бороться с инфляцией в ущерб экономической активности хозяйствующих субъектов. Деятельность ЦБ должна превратиться из однопараметрической (соблюдение финансовой стабильности) в двухпараметрическую (плюс поддержание экономического роста). Макрорегулятор должен сообразовывать свои действия с тем, чтобы не нанести ущерба производственной активности экономической системы.

2. Осуществление перехода к политике низких процентных ставок. Стимулирование внутреннего производства вообще и импортозамещающих производств в частности возможно только при умеренных кредитных ставках. В связи с этим ключевая ставка ЦБ должна максимально приближаться к ставке рефинансирования и находиться в интервале 3–5 процентов, что позволит выйти на современные международные стандарты и создать конкурентные условия для российских товаропроизводителей. Недопустимо, чтобы ставка рефинансирования была выше величины рентабельности производства в какой-либо отрасли российской экономики. Такой подход является оправданным, ибо все последние экономические исследования убедительно показывают, что рост процентных ставок неизменно отрицательно сказывался на темпах экономического роста и наоборот – снижение ставок стимулировало внутреннее производство. Наиболее активным критиком деятельности ЦБ с чисто научной точки зрения стал советник президента Российской Федерации по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев.

3. Фиксация на законодательном уровне предельного размера банковской маржи как разницы между депозитной и кредитной ставками на уровне 3-4 процентов. С учетом величины ставки рефинансирования кредитная ставка банков может быть доведена до 7–9 процентов, что даст возможность осуществлять массированное кредитование реального сектора экономики.

4. Обеспечение постепенного повышения монетизации ВВП и внутреннего производства. Необходимо отказаться от сдерживания инфляции с помощью неоправданного ограничения денежной эмиссии. Подавляющее число исследований отечественных и зарубежных экономистов показывает, что прямой связи между инфляцией и денежной массой не существует на фоне того, что в России наблюдается очень низкая монетизация ВВП по сравнению в развитыми странами мира. В связи с этим необходимо дальнейшее насыщение ликвидностью российской экономики. Только в этом случае импортозамещающие производства смогут получить кредиты в нужном объеме.

5. Резкое увеличение сроков кредитования ЦБ коммерческих банков и доведение этих сроков до 6-7 лет, что является естественной длительностью производственного цикла большинства отраслей реального сектора экономики. Такие длинные кредиты должны «провязываться» залогами кредитных требований банков к производственным предприятиям. Параллельно необходимо расширить объемы кредитов и сроки кредитования, что делается через институты развития для целевой поддержки импортозамещающих производств.

6. Активизация кредитной активности институтов развития в направлении финансирования точек роста, определенных Штабом. Целесообразно расширить число уполномоченных банков, вовлеченных в кредитование импортозамещающих производств.

7. Сокращение финансовых цепочек посредников при осуществлении мер государственной поддержки (государственные гарантии, финансовая помощь банкам и т.п.). В противном случае эффективность финансовых каналов будет по-прежнему очень низкой. Например, в 2009 году было согласовано гарантий по кредитам оборонным и стратегическим предприятиям на 300 миллиардов рублей, а выдано к концу 2009 года лишь на 10 миллиардов.

8. Обеспечение тотального доминирования рубля во всех видах хозяйственных операций по сравнению со всеми иностранными валютами. Для этого следует осуществить переход во взаимных расчетах со странами СНГ на рубли, со странами ЕС – на рубли и евро, с Китаем – на рубли и юани и т.д. Кроме того, надо организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, лесом, минеральными удобрениями, металлами, другими сырьевыми товарами в рублях.

9. Перекрытие всех каналов вывоза капитала. Данная мера подразумевает введение контроля за трансграничными операциями капитального характера посредством открытого лицензирования. В отношении сомнительных операций допустимо введение процедуры аргументированного обоснования операций по вывозу капитала с точки зрения пользы для развития российской экономики. Вообще говоря, политика валютных ограничений является ядром мобилизационной экономики. Так, в послевоенной Японии вся экспортная выручка поступала на государственный валютный счет и выдавалась предприятиям под строго оговоренные сделки – на покупку сырья для приоритетных отраслей, новейшего иностранного оборудования или лицензий. В результате японская экономика вышла к 1955 году на довоенный уровень и в течение следующих 15 лет росла среднегодовым темпом в 10 процентов. Сегодня даже Международный валютный фонд признает допустимость и целесообразность контроля за движением капитала в развивающихся странах.

Антимонопольная политика

Активная бюджетная политика наряду с более агрессивной кредитной политикой ЦБ таит в себе определенный инфляционный потенциал, который при отсутствии должного контроля и регулирования может перейти в неуправляемый рост цен. В связи с этим возрастает роль Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в мониторинге рыночных цен. В условиях мобилизационной экономики полномочия ФАС должны быть подкреплены некоторыми дополнительными полномочиями. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия.

1. Расширить общее поле надзора за товарным рынком со стороны ФАС, то есть помимо традиционных сегментов рынка ФАС должна особое внимание уделить контролю рынков, на которых действуют точки роста – определенные Штабом импортозамещающие производства. На этих рынках недопустимы проявления как демпинга, который не позволит «подняться» точкам роста и воспрепятствует импортозамещению, так и завышения цен, ведущего к неправомерному обогащению точек роста и ухудшению положения потребителя. Такой контроль позволит, с одной стороны, оградить точки роста от разрушительной конкуренции с иностранными производствами, а с другой – предотвратить злоупотребление ими своим особым положением.

2. Ввести превентивную процедуру антимонопольного расследования в форме выдачи ФАС предписания предприятиям, замеченным в завышении цен, о необходимости нормализации (восстановления исходных значений) цен. При отсутствии реакции со стороны таких предприятий (в течение 1 недели) должна начинаться процедура антимонопольного расследования, срок которой должен быть максимально сокращен (до 1 месяца). Это позволит оперативно корректировать ценовую картину на рынке в случае возникновения неоправданных инфляционных искажений.

3. Зафиксировать предельный норматив торговой наценки для торговых организаций (не более 40 процентов). Превышение данного норматива должно трактоваться как неправомерное завышение цен в результате сговора или монопольного положения на рынке.

4. Установить повышенные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, предусматривающие полное возвращение дохода, полученного в результате завышения цен, плюс штраф в виде процента от данного дохода (до 30 процентов).

Сдерживание ФАС цен позволит поддержать спрос на товары и услуги, который в свою очередь будет способствовать наращиванию объема производства и выполнению планов по намеченному импортозамещению. Такая политика является нормальным явлением для стран, осуществляющих индустриальный скачок. Напомним, что в Южной Корее в 1986 году под государственным контролем находились цены на 110 товаров – на муку, сахар, кофе, красный перец, электроэнергию, газ, сталь, продукцию химической промышленности, бумагу, лекарства, нейлоновые носки, автомобили, телевизоры и т.д.

Социальная и кадровая политика

В социальной политике России последних десятилетий возникло множество вопиющих перекосов. Например, в 2013 году ректор российского государственного вуза – Всероссийской академии внешней торговли – имел доход в 1,2 миллиона долларов, что на одну треть больше, чем у главы самого престижного университета в мире – Гарварда. Последние исследования показывают, что отношение доходов ректора и заработков профессорско-преподавательского состава в России в 2012 году в среднем составляло 13,5 раза, а в некоторых вузах (например, в Самарском государственном техническом университете) оно достигало 46 раз, тогда как в Гарвардском университете оно находится в пределах 4–6 раз, а в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) составляет всего 3 раза. Таким образом, неравенство в заработках руководителей и преподавателей российских государственных вузов гораздо больше, чем в американских частных университетах. Тем самым можно констатировать, что заработки на государственных предприятиях страны ушли в свободное плавание, полностью оторвавшись от реальности. С таким положением дел нельзя мириться, так как оно деморализует не только низшие и средние звенья работников, но и высшие эшелоны государственного менеджмента.

Для устранения возникших перекосов необходимо ввести предельный норматив в соотношении доходов руководителей государственных предприятий и учреждений и низовых должностей работников, который должен составлять 7-8 раз (разрыв между максимальной и минимальной зарплатой на предприятии). Параллельно должен быть введен предельный коэффициент в соотношении заработков руководителей государственных предприятий и средней зар­платы персонала этих предприятий, который должен составлять 5-6 раз (разрыв между максимальной и средней зар­платой на предприятии). Возможность руководящего состава получать более высокие зарплаты должна подкрепляться более высокими заработками и у других категорий работников вверенного им предприятия. Предлагаемый предельный норматив в разнице заработков должен распространяться на все должности, включая приглашенных иностранных специалистов. Данный принцип является революционным для современной России и выступает в качестве основы новой модели справедливой социальной политики.

Другим шагом в выправлении социальных диспропорций является распространение указанных двух нормативов на частный сектор. Данная мера должна принять форму рекомендуемых нормативов для предприятий частного сектора. В случае игнорирования таких нормативов и слишком большого отклонения от них предприятия должны лишаться всех преференций и льгот, которые могли бы быть ими получены в силу отраслевой специфики.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS