(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Напряженность в Западной Азии и Северной Африке: кто несет ответственность?
Чандра Музаффар

Источник: альманах «Развитие и экономика», №12, февраль 2015, стр. 76

Чандра Музаффар – президент Международного движения за справедливый мир (Малайзия)

Волнения и беспорядки в Западной Азии и Северной Африке (ЗАСА) происходят десятилетиями. Каковы основные причины отсутствия стабильности в этом жизненно важном регионе мира? Объективный анализ показывает, что в основе постоянного конфликта и бедствий, приведших здесь к многочисленным смертям и разрушениям, лежат интересы элит двух государств ЗАСА – Израиля и Саудовской Аравии, – а также стремление США и их союзников господствовать в регионе и контролировать его.

Интересы элит в обоих государствах и управляемая гегемония США часто переплетаются, хотя иногда они действуют отдельно. Но влияние этих факторов на регион огромно.

Я начну с Израиля – наиболее дестабилизирующей силы в ЗАСА.

Израиль

Со времени своего незаконного создания в 1948 году Израиль одержим идеей обеспечения собственной безопасности. Его понятие о безопасности отличается от того, как ее понимают в любом другом государстве мира. Он рассматривает свою безопасность как осуществление полного господства и власти над всем регионом. Это одна из причин, почему он продолжает аннексировать арабские земли, расширять свою территорию и укреплять свои поселения на протяжении последних 66 лет.

Например, он использовал войну 1948–1949 годов со своими арабскими соседями, чтобы захватить больше территорий. Точно так же он превратил Шестидневную войну в июне 1967 года в крупный захват территорий, аннексировав Газу, Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим в Палестине, части южного Ливана, Голанские высоты в Сирии, а также Синайский полуостров в Египте. С 1967 года Израиль усиливает свой контроль над Западным берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом путем бесконечного расширения поселений.

Осуществляя политику экспансии, израильская элита всегда действует против какого-то конкретного государства и его лидера. В 1950–1960-х годах смертельным врагом Израиля был объявлен Египет, возглавляемый Гамалем Абделем Насером, причем не только потому, что Насер выступал против Израиля, но также потому, что он был способен идеологически мобилизовать арабские народные массы. Именно поэтому Израиль объединился с Британией и Францией, стремясь помешать Насеру национализировать Суэцкий канал в 1956 году. Однако им не удалось это сделать – отчасти из-за того, что американский президент Дуайт Эйзенхауэр открыто критиковал действия Израиля и его союзников.

После эпизода с Суэцким каналом израильские лидеры и их лоббисты в США разными способами добивались того, чтобы руководство Соединенных Штатов отдавало приоритет израильским интересам над всеми остальными. Когда в 1967 году разразилась война, правящие круги США безоговорочно поддержали Израиль, что они и продолжают делать с тех пор. Это – результат исключительно сильного влияния Израиля и его американских лоббистов, которое они оказывают на Конгресс и Сенат США, Белый дом, верхние эшелоны национальной экономической и финансовой иерархии, средства массовой информации, научные круги и мир развлечений.

Именно Соединенные Штаты способствовали выходу Египта из орбиты Советского Союза через несколько лет после смерти Насера в 1970 году и его попаданию в сферу влияния Вашингтона. Для Израиля это был триумф, который завершился заключением в 1978 году при посредничестве США мирного соглашения между Израилем и Египтом. Этот шаг Египта ослабил арабское сопротивление Израилю.

Однако в следующем году произошло событие, серьезно нарушившее дальнейшие планы Израиля: иранский народ сверг своего шаха Резу Пехлеви, считавшегося жандармом США и их союзников в ЗАСА. Правда, еще более чем за два десятилетия до исламской революции 1979 года благородную и смелую попытку отстоять независимость Ирана предпринял премьер-министр страны Мохаммед Мосаддык. Но эта попытка была подавлена в 1953 году британской разведкой и ЦРУ. С 1979 года лидер исламской революции имам Хомейни и Исламская Республика Иран стали врагами Израиля. Совместно с США и другими государствами ЗАСА Израиль пытался ослабить революционный Иран восьмилетней войной, навязанной молодой республике рядом арабских государств во главе с иракским лидером Саддамом Хусейном. Причем сам Израиль напрямую не участвовал в этой войне, которой умело дирижировали Соединенные Штаты, Британия и некоторые из их западных союзников. В этой войне погибли около полумиллиона человек. Выяснилось, что Вашингтон и Лондон не только поставляли Саддаму химическое оружие, но также тайно строили для него склад биологического оружия.

По иронии истории после закончившейся в 1988 году ирако-иранской войны Запад обратил свои силы уже против Ирака. Причиной этого стало вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году. Агрессия Багдада явилась для Соединенных Штатов предлогом, чтобы усилить свой контроль над Кувейтом, который длительное время был союзником США, и начать атаковать Ирак. Израиль же противостоял Саддаму еще с конца 1970-х годов, несмотря на его союз с Ираком во время войны против Ирана. Так, израильские военно-воздушные силы по собственной инициативе в 1981 году бомбили иракскую атомную станцию в Осираке.

Враждебность Израиля по отношению к Ираку была обусловлена рядом факторов. Саддам, как и Насер, был последовательным сторонником Палестины и противником Израиля. Ирак имеет огромные запасы нефти, и в начале правления Саддама он занимал второе место по ее экспорту среди членов ОПЕК. Часть доходов от экспорта нефти иракский лидер использовал для помощи палестинцам. Он также вкладывал крупные средства в совершенствование вооружений и создание национальной научной инфраструктуры. Политический лидер с такой репутацией, естественно, представлял собой угрозу для безопасности Израиля. Вот почему Израиль полностью одобрил санкции, которые США и Британия через Совет Безопасности ООН наложили в 1991 году на народ Ирака. Эти санкции привели к резкому падению жизненного уровня в Ираке, что привело к смерти примерно 650 тысяч иракских детей на протяжении 1990-х годов. По общепринятому мнению, ответственность за это целиком лежит на Вашингтоне и Лондоне. В 2003 году коалиционные силы США и Британии вторглись в Ирак и захватили его. Можно назвать две причины оккупации Ирака: во-первых, нефть, во-вторых, необходимость обеспечения безопасности Израиля. Это означает, что если в Ираке с 1990 года, включая восемь лет оккупации Соединенными Штатами с 2003-го по 2011 год, погибли и умерли более трех миллионов человек, то это случилось во многом ради того, чтобы защитить Израиль.

Когда в 2006 году в Ираке под контролем американцев прошли выборы и к власти пришло шиитское большинство, США, Израиль и некоторые арабские монархии вдруг поняли, что новое шиитское правительство в Багдаде смотрит в сторону Тегерана. Такого поворота событий они уж никак не ожидали и поэтому начали создавать и поддерживать боевые группы суннитов в противовес правительству шиитов. Так «Аль-Каида» стала частью политического ландшафта Ирака. Макиавеллистские манипуляции и провоцирование суннитов и шиитов на взаимное сдерживание достигли апогея в Ираке и других странах региона.

Израильскую элиту беспокоило усиление шиитов не только в Ираке. Военно-политическая власть шиитов стала укрепляться с 2001 года и в Ливане. В данном случае это было народное движение шиитов – Хезболла, – которое сумело остановить наступление Израиля на Ливан в 2006 году. Поэтому Хезболла – единственное народное движение в ЗАСА, которого опасаются вооруженные силы Израиля.

Хезболла, Иран и сирийское руководство под предводительством Башара аль-Асада, происходящего из алавитов (шиитов), – вот три силы, которые Израиль рассматривает как наиболее значительных противников его власти в регионе. Поэтому израильская политика нацелена прежде всего на разрушение этого триумвирата. Аналогичная установка и у Соединенных Штатов, поскольку они видят в Хезболле, сирийских верхах и Иране помехи американской гегемонии на Ближнем и Среднем Востоке.

Именно этим раскладом геополитических интересов и вызваны предпринимаемые с 2011 года попытки различных вооруженных групп устранить Башара аль-Асада. Израиль оказывает некоторым из этих групп материальную помощь и сам наносит регулярные удары по позициям сирийской армии. Такие региональные игроки, как Израиль, Саудовская Аравия, Катар и Турция, и игроки мирового масштаба – США, Британия и Франция – привлекли в эти вооруженные группы тысячи иностранных бойцов из примерно 80 стран, которые считают устранение Асада джихадом. Три с половиной года сирийского конфликта привели к гибели десятков тысяч сирийских мирных жителей и военных, не считая самих боевиков.

Для Израиля самым непримиримым врагом в этом триумвирате является именно Иран. Израильская элита осознает, что военные и научные возможности Ирана гораздо более внушительны, чем у Ирака в период Саддама Хусейна. Иран является одним из ведущих экспортеров нефти и газа. Его власти пользуются непререкаемым авторитетом у народных масс. У Ирана имеются наработанные религиозные связи в регионе, а его идеология отличается высокой степенью самопожертвования и ответственности. Вот почему Израиль изо всех сил старается убедить своих покровителей и защитников – Соединенные Штаты и их европейских союзников – в том, что Иран продолжает секретную программу разработки ядерного оружия под видом программы развития ядерной энергетики в мирных целях. И хотя Иран заявляет, что производство ядерного оружия в исламе запрещено, и на протяжении многих лет разрешает широкомасштабные инспекции с выездом инспекторов на свои ядерные объекты, израильская элита продолжает распространять ложь о намерениях Ирана применить ядерное оружие. Чтобы обвинить Иран, израильтяне даже пошли на подделку документов, предоставленных ими в распоряжение Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Израиль развязал кибервойну против ядерных программ Ирана и взламывает компьютеры на его ядерных объектах. Иранских ученых вероломно убивают. Все перечисленные действия Израиля доказывают его непреодолимую одержимость безопасностью – одержимость, не имеющую ничего общего с реальностью.

Эта одержимость наиболее агрессивно выражена в политике Израиля на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Выше уже говорилось об укреплении израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. Газа, которую часто называют самой большой в мире тюрьмой под открытым небом, подвергалась массированным атакам со стороны Израиля не менее трех раз с 2008 года. Во время последнего обострения в июле–августе 2014 года было убито около 2100 палестинцев, четверть из которых – дети. А всего с сентября 2000 года убито не менее 9100 палестинцев. И практически всегда израильские лидеры оправдывают убийства интересами безопасности Израиля.


 

Саудовская Аравия

Если смыслом существования Израиля является обеспечение его безопасности, то действительной, хотя и негласной, причиной многих решений и действий правящего класса Саудовской Аравии является защита трона Дома Саудитов. В стремлении сохранить свой трон саудовские правители идут навстречу некоторым пожеланиям собственного народа и соседей, но вместе с тем внимательно следят, чтобы их королевская власть оставалась неприкосновенной. Точно так же они подходят и к палестинской проблеме. На словах правители Саудовской Аравии всегда выступают за соблюдение прав палестинцев и предоставляют им финансовую и гуманитарную помощь. Но Саудиты не будут предпринимать ничего, что могло бы поставить под угрозу их отношения с Вашингтоном и Лондоном, которые помогают им защищать свой трон – и которые в то же самое время оберегают интересы Израиля. Исключением был разве что король Фейсал I, который хотя и был близким союзником Запада, но тем не менее пытался использовать нефть как средство добиться от США уступок для арабов во время войны 1973 года.

Второстепенная роль Саудовской Аравии в политике региона изменилась благодаря двум событиям, произошедшим в 1979 году.

Первым событием явилась иранская революция, вызвавшая в Эр-Рияде настоящую панику. Элита Саудовской Аравии увидела в революции вызов ближневосточным феодальным монархиям. Эгалитаризм исламской революции также шел вразрез с исламом ваххабитского толка, которому следовал Дом Саудитов. Проблемой для саудовской элиты было и то обстоятельство, что иранский ислам является шиитским, в то время как большинство мусульман являются суннитами. Примерно в это же время Саудиты стали представлять разделение на шиитов и суннитов как главный теологический и политический раскол в исламе. Но до 1979 года элита Саудовской Аравии, у которой были тесные отношения с шахом Резой Пехлеви, не видела проблемы в его принадлежности к шиитам. Саудовская Аравия сыграла решающую роль в войне против Ирана, финансируя иракскую коалицию, поддерживаемую Соединенными Штатами. Теперь Саудиты были решительно настроены остановить распространение антимонархического шиитского ислама, который диаметрально отличался от ваххабизма.

Другим событием, произошедшим за пределами ЗАСА, но тем не менее вызвавшим ответную реакцию Эр-Рияда, стало вторжение Советского Союза в Афганистан. Саудиты начали работать в тесном контакте с США, помогая создать обширную сеть борцов за независимость из представителей разных стран – моджахедов, – которые отправлялись в Афганистан для войны с теми, которых воспринимали как безбожных захватчиков. В подготовке моджахедов также участвовала и ведущая спецслужба Пакистана – Межведомственная разведка.

Значимость вовлечения Саудовской Аравии в афганский конфликт заключается в том, что некоторые из возникших в ходе него групп боевиков – например, «Аль-Каида» – завязали прочные отношения с Эр-Риядом. Так, покойный Усама бен Ладен был гражданином Саудовской Аравии и имел тесные связи с саудовской элитой. 15 из 19 воздушных пиратов, атаковавших 11 сентября 2001 года башни Всемирного торгового центра, были саудовцами, некоторые из них даже помогали финансировать подготовку этого тер­акта.

Саудовская Аравия финансирует и суннитских боевиков, воюющих с шиитским правительством Ирака. Причем эти деньги не обязательно идут от государства. Спонсорами могут выступать и частные лица. Государственные и негосударственные структуры Эр-Рияда рекрутируют и поддерживают боевиков для участия в сирийском конфликте, с тех пор как в марте 2011 года там началась гражданская война. Исламские проповедники из Саудовской Аравии активно призывают молодежь ехать в Сирию, чтобы сражаться с «неверным» правительством шиитов, якобы угнетающим суннитское большинство. Подобная агитация через YouTube и Facebook оказала огромное влияние на мусульманскую молодежь от Куала-Лумпура и Карачи до Бирмингема и Берлина. То есть саудовские деньги и проповедники были решающим фактором в общемировой мобилизации суннитов против шиитов, которая произошла на фоне разрастания сирийского конфликта. Поэтому саудовцы и некоторые другие страны в ЗАСА – как арабские, так и неарабские – несут ответственность за увеличение численности и усиление террористических группировок, таких как Исламское государство (ИГ). В пропагандистских проповедях представителей ИГ и других религиозных деятелей подобного рода не только искажается ислам, но и тенденциозно преподносится фактическая ситуация в Сирии. А передергивание фактов и неправдоподобное освещение реальности, в свою очередь, приводят к гибели тысяч в основном молодых людей из разных частей мира.

Таким образом, отправной точкой превращения Саудовской Аравии в силу, провоцирующую конфликты в ЗАСА и сравнимую по силе своего участия в эскалации напряженности в регионе разве что с Израилем, стало сопротивление исламской революции в Иране. Эта революция в определенном смысле сыграла роль пускового механизма. Израиль усмотрел в новом иранском режиме угрозу для собственной безопасности из-за несуществующей тегеранской программы разработки ядерного оружия. А для Саудовской Аравии республиканский исламский Иран означал рост шиитского влияния в регионе. Именно это противоречие между обоими исламскими государствами обусловило их взаимную враждебность и борьбу за влияние в регионе.

Соединенные Штаты Америки

Выше уже приводились многочисленные примеры того, как Соединенные Штаты отстаивают свою гегемонию в ЗАСА. Этой проблемой они сильно озабочены с 1960-х годов, хотя интерес к региону стали проявлять уже с 1920-х годов. Отправной точкой американского интереса к территории ЗАСА была нефть. Вот почему США тогда добивались расположения обеих нефтеносных монархий ЗАСА – Саудовской Аравии и Ирана. Причем американские нефтяные магнаты следовали здесь за своими британскими коллегами, у которых были налажены связи с дворцами и Саудовской Аравии, и Ирана. После исламской революции в Иране форпостом гегемонии США в ЗАСА остается лишь одна Саудовская Аравия.

Во многом благодаря своему контролю над саудовской нефтью Соединенные Штаты после Второй мировой войны смогли помочь Европе встать на ноги, так как Европа была очень зависима от Саудовской Аравии и других государств ЗАСА, экспортирующих нефть. Вообще глобальное господство США во многом основывается на том, что эта страна контролирует производство и продажу нефти в мире – в отличие от большинства стран, которые просто заинтересованы в доступе к «черному золоту». Именно из-за стремления быть главным игроком на нефтяных рынках планеты США вместе с Британией вторглись в 2003 году в Ирак. А в 2011 году западная коалиция под американским руководством свергла Муаммара Каддафи и попыталась посадить в Ливии своих ставленников, чтобы заполучить доступ к имеющимся у этой страны богатым запасам нефти.

На территории ЗАСА Соединенным Штатам удается сохранять свою нефтяную гегемонию благодаря сотрудничеству с Саудовской Аравией и другими арабскими монархиями, экспортирующими нефть. Причем очевидно, что почти все эти монархии являются марионеточными режимами, предназначение которых – помочь Америке сохранить контроль над нефтяными кранами региона.

Особенно важна для США Саудовская Аравия, поскольку она является самым крупным экспортером нефти в мире и ведущим членом ОПЕК. Через нее Соединенные Штаты опосредованно контролируют ОПЕК. Поскольку Саудовская Аравия также является фактическим лидером Организации исламского сотрудничества, США также имеют определенное влияние и на эту межгосударственную структуру, в которую входят 57 членов.

Исключительная роль Саудовской Аравии в сохранении гегемонии США наглядно подтвердилась благодаря недавней договоренности между ними, в результате которой саудовцы заполнили мировой рынок дешевой нефтью, что привело к ослаблению Ирана и России, зависящих от нефтегазовых цен как основных источников дохода. По мнению известного аналитика Уильяма Энгдала, эта саудовская операция, по-видимому, проведена в соответствии с финансово-военным сценарием Министерства финансов США, разработанным его Управлением контртеррористической и финансовой разведки при сотрудничестве с небольшим количеством внутренних игроков на Уолл-стрит, которые контролируют торговлю нефтью.

Саудовская Аравия является не единственным государством в ЗАСА, которое обеспечивает гегемонию США. Другие страны действуют в том же русле иными способами. В каких-то из них – например, в Кувейте, Катаре и Бахрейне – имеются хорошо оборудованные военные базы США. Так, в Бахрейне базируется Пятый флот ВМС США. А Турция вообще уже долгое время состоит в НАТО. Проводниками западных экономических интересов в регионе являются транснациональные корпорации и курируемые ими различные финансовые центры.

Любая попытка со стороны правительств тех или иных государств или общественных движений действовать самостоятельно вызывает негативную реакцию у стран региона и у самих США. Это произошло, например, в случае с соглашением о газопроводе, подписанным правительствами Сирии, Ирана и Ирака в июле 2011 года. По соглашению предполагалось строительство газопровода, который перекачивал бы газ из крупного месторождения природного газа Южный Парс через Ирак в Дамаск, а со временем – в Ливан и оттуда в Европу. Данное соглашение напрямую задевало интересы Катара, который также намеревался поставлять газ в Европу и у которого было собственное видение того, как должен пролегать газопровод. Указанное обстоятельство предположительно стало одной из причин, по которым Катар поддержал действия Саудовской Аравии по свержению Башара аль-Асада, финансируя террористов и рекрутируя добровольцев для участия в объявленном джихаде. Вашингтон, естественно, приветствует эти усилия, оказывая им моральную и материальную поддержку, поскольку Асад был и остается противником гегемонии США.

Америка приложила руку и к взаимному стравливанию шиитов и суннитов, действуя по известному древнему принципу «разделяй и властвуй». Саудовская Аравия, Катар и некоторые другие государства региона поддерживают Соединенные Штаты в этой жестокой игре, но при этом действуют в соответствии с собственной программой. К подогреванию шиитско-суннитского противостояния причастен и Израиль. Вовлеченность Израиля в провоцирование этого внутриисламского конфликта – одна из многих граней его сотрудничества с США. Страны были партнерами еще с 1960-х годов, когда боролись с палестинским народом, они поддерживали друг друга во время завоевания Ирака и продолжают координировать свои шаги в борьбе с Асадом и в травле Ирана. За переплетением интересов США и Израиля во всех названных авантюрах кроются более глубокие отношения между элитами обеих стран, которые развивались благодаря влиятельному сионистскому лобби в США. Поэтому Израилю всегда удавалось получать от войн, которые он вел в регионе, все, чего он добивался. Ни одна другая страна в мире никогда не имела такой же защиты и поддержки гегемона – США, – как Израиль. Причем Израилю удается настолько использовать этого гегемона в собственных интересах, что порой непонятно, какая из стран больше выигрывает от этого сотрудничества. Для многих наблюдателей очевидно, что здесь чаще хвост вертит собакой.

Израиль и Саудовская Аравия помогают Соединенным Штатам сохранять за собой гегемонию в ЗАСА. Соединенные Штаты, в свою очередь, защищают интересы Израиля и Саудовской Аравии. То есть взаимная заинтересованность всех этих игроков друг в друге налицо. И тем не менее в последнее время в их отношениях появляются трещины. Почему? Что это предвещает в будущем?


 

Происходящие перемены

Израильскую и саудовскую элиты раздражает и злит, что США и другие западные державы вместе с Россией и Китаем вступили в переговоры с Ираном по его ядерной программе. Цель этих переговоров – заключение всеобъемлющего соглашения, по которому Иран никогда не будет иметь ядерного оружия, но сможет проводить исследования по использованию атомной энергии в мирных целях, что является правом любого суверенного государства. Как только соответствующая договоренность будет достигнута, иранские руководители намерены настаивать на том, чтобы США и Европа отменили все несправедливые санкции, наложенные на Иран в течение многих лет. Санкции нанесли ущерб иранской экономике, хотя все это время иранское правительство было открыто для переговоров по своей ядерной программе. Например, действующий президент Ирана Хасан Рухани был основным переговорщиком по ядерным вопросам при Мохаммаде Хатами, когда тот был президентом в 1997–2005 годах.

Желание иранских лидеров, таких как Рухани, Хатами, и еще одного бывшего президента, Рафсанджани, вести переговоры, искать взаимовыгодное решение, закончить конфронтацию, которая может привести к войне и насилию, – одна из причин, почему сейчас, с приходом Рухани, существует серьезное намерение решить ядерный вопрос раз и навсегда. В общем и целом иранский народ всегда был склонен к мирному разрешению споров, что отражено и в его политической культуре.

По ряду причин нынешние лидеры США, возможно, также несколько более склонны к нахождению мирного выхода из иранской ядерной проблемы, чем, скажем, Джордж Буш-младший. Некоторые из этих причин, вероятно, имеют отношение к Израилю и Саудовской Аравии. Жестокое отношение Израиля к палестинцам, проводящиеся им с 2008 года систематические погромы бедных и бесправных жителей Газы начали вызывать отвращение у самих американцев. По данным проведенного недавно опроса американцев на Google, 6 из 10 американцев считают, что США слишком много помогают Израилю. Сам президент Барак Обама не в восторге от политики премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Расширение им израильских поселений на Западном берегу реки Иордан оттолкнуло многих его сторонников в США и особенно в Европе. Поэтому Обама ищет сейчас баланс в подходе США к политике в ЗАСА. Попытка переговоров с Ираном может быть элементом этого нового курса.

В вашингтонских коридорах власти разочарованы и саудовской элитой из-за ее причастности к жестокому и варварскому насилию военизированных группировок ваххабитского толка в Ираке и Сирии. Да, сами Соединенные Штаты в свое время действовали в сговоре с этими группировками. Но в настоящее время американские лидеры, похоже, дистанцируются от наиболее явных спонсоров террора, какими являются саудовцы. К тому же сегодня американцы и европейцы все больше осознают, насколько регрессивным и атавистическим является правящий класс Саудовской Аравии в вопросах отношения к женщинам, прав человека и контактах с немусульманами и даже другими мусульманскими группами.

Новое отношение США к Израилю и Саудовской Аравии еще только формируется. Это новое отношение следует рассматривать на фоне упадка власти самих США и Запада. Отчасти именно по причине того, что США и Запад больше не занимают ведущие позиции в мировой экономике, которые они когда-то удерживали, и что они все менее способны указывать остальному миру, как ему поступать, их подход к происходящему в ЗАСА претерпевает изменения. В частности, США увидели, что, несмотря на все попытки обессилить Иран, он остается несгибаемым. Прочные связи Тегерана с Москвой и Пекином усилили его, и США осознают это. Поэтому в Вашингтоне понимают важность достижения соглашения с Ираном в контексте указанных мировых трансформаций.

К перечисленным факторам, вероятно, следует также добавить и скромную закулисную роль различных частных лиц по обе стороны границы, которые решительно настроены уменьшить напряженность и непонимание между США и Ираном. Некоторые из этих лиц являются бывшими дипломатами. Их «двухвекторный» диалог в течение нескольких лет подготовил почву для переговоров между Ираном и США, а также другими государствами, которые сейчас находятся на заключительной стадии.

Нет никакой гарантии, что это соглашение будет достигнуто. Препятствия труднопреодолимы, а израильская и саудовская позиции – бескомпромиссны. Но если соглашение все-таки подпишут и в нем будет признано право Ирана осуществлять собственную ядерную программу в мирных целях, если в результате этого будут отменены санкции против Тегерана, эти события окажут огромное влияние на ЗАСА и на мир в целом. А Израилю и Саудовской Аравии придется приспосабливаться к новой политической реальности, в которой их интересы больше не будут автоматически поддерживаться Соединенными Штатами. Такой поворот мог бы вынудить эти страны иначе относиться к их соседям. И тогда новый расклад сил в ЗАСА, а также другая конфигурация во взаимоотношениях между ЗАСА и США смогли бы оказать благотворное влияние на региональную и мировую политику.

Перевод с английского

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com