Напряженность в Западной Азии и Северной Африке: кто несет ответственность?
Чандра Музаффар
Источник: альманах «Развитие и экономика», №12, февраль 2015, стр. 76
Чандра Музаффар – президент Международного движения за справедливый мир (Малайзия)
Волнения и беспорядки в Западной Азии и Северной Африке (ЗАСА) происходят десятилетиями. Каковы основные причины отсутствия стабильности в этом жизненно важном регионе мира? Объективный анализ показывает, что в основе постоянного конфликта и бедствий, приведших здесь к многочисленным смертям и разрушениям, лежат интересы элит двух государств ЗАСА – Израиля и Саудовской Аравии, – а также стремление США и их союзников господствовать в регионе и контролировать его.
Интересы элит в обоих государствах и управляемая гегемония США часто переплетаются, хотя иногда они действуют отдельно. Но влияние этих факторов на регион огромно.
Я начну с Израиля – наиболее дестабилизирующей силы в ЗАСА.
Израиль
Со времени своего незаконного создания в 1948 году Израиль одержим идеей обеспечения собственной безопасности. Его понятие о безопасности отличается от того, как ее понимают в любом другом государстве мира. Он рассматривает свою безопасность как осуществление полного господства и власти над всем регионом. Это одна из причин, почему он продолжает аннексировать арабские земли, расширять свою территорию и укреплять свои поселения на протяжении последних 66 лет.
Например, он использовал войну 1948–1949 годов со своими арабскими соседями, чтобы захватить больше территорий. Точно так же он превратил Шестидневную войну в июне 1967 года в крупный захват территорий, аннексировав Газу, Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим в Палестине, части южного Ливана, Голанские высоты в Сирии, а также Синайский полуостров в Египте. С 1967 года Израиль усиливает свой контроль над Западным берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом путем бесконечного расширения поселений.
Осуществляя политику экспансии, израильская элита всегда действует против какого-то конкретного государства и его лидера. В 1950–1960-х годах смертельным врагом Израиля был объявлен Египет, возглавляемый Гамалем Абделем Насером, причем не только потому, что Насер выступал против Израиля, но также потому, что он был способен идеологически мобилизовать арабские народные массы. Именно поэтому Израиль объединился с Британией и Францией, стремясь помешать Насеру национализировать Суэцкий канал в 1956 году. Однако им не удалось это сделать – отчасти из-за того, что американский президент Дуайт Эйзенхауэр открыто критиковал действия Израиля и его союзников.
После эпизода с Суэцким каналом израильские лидеры и их лоббисты в США разными способами добивались того, чтобы руководство Соединенных Штатов отдавало приоритет израильским интересам над всеми остальными. Когда в 1967 году разразилась война, правящие круги США безоговорочно поддержали Израиль, что они и продолжают делать с тех пор. Это – результат исключительно сильного влияния Израиля и его американских лоббистов, которое они оказывают на Конгресс и Сенат США, Белый дом, верхние эшелоны национальной экономической и финансовой иерархии, средства массовой информации, научные круги и мир развлечений.
Именно Соединенные Штаты способствовали выходу Египта из орбиты Советского Союза через несколько лет после смерти Насера в 1970 году и его попаданию в сферу влияния Вашингтона. Для Израиля это был триумф, который завершился заключением в 1978 году при посредничестве США мирного соглашения между Израилем и Египтом. Этот шаг Египта ослабил арабское сопротивление Израилю.
Однако в следующем году произошло событие, серьезно нарушившее дальнейшие планы Израиля: иранский народ сверг своего шаха Резу Пехлеви, считавшегося жандармом США и их союзников в ЗАСА. Правда, еще более чем за два десятилетия до исламской революции 1979 года благородную и смелую попытку отстоять независимость Ирана предпринял премьер-министр страны Мохаммед Мосаддык. Но эта попытка была подавлена в 1953 году британской разведкой и ЦРУ. С 1979 года лидер исламской революции имам Хомейни и Исламская Республика Иран стали врагами Израиля. Совместно с США и другими государствами ЗАСА Израиль пытался ослабить революционный Иран восьмилетней войной, навязанной молодой республике рядом арабских государств во главе с иракским лидером Саддамом Хусейном. Причем сам Израиль напрямую не участвовал в этой войне, которой умело дирижировали Соединенные Штаты, Британия и некоторые из их западных союзников. В этой войне погибли около полумиллиона человек. Выяснилось, что Вашингтон и Лондон не только поставляли Саддаму химическое оружие, но также тайно строили для него склад биологического оружия.
По иронии истории после закончившейся в 1988 году ирако-иранской войны Запад обратил свои силы уже против Ирака. Причиной этого стало вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году. Агрессия Багдада явилась для Соединенных Штатов предлогом, чтобы усилить свой контроль над Кувейтом, который длительное время был союзником США, и начать атаковать Ирак. Израиль же противостоял Саддаму еще с конца 1970-х годов, несмотря на его союз с Ираком во время войны против Ирана. Так, израильские военно-воздушные силы по собственной инициативе в 1981 году бомбили иракскую атомную станцию в Осираке.
Враждебность Израиля по отношению к Ираку была обусловлена рядом факторов. Саддам, как и Насер, был последовательным сторонником Палестины и противником Израиля. Ирак имеет огромные запасы нефти, и в начале правления Саддама он занимал второе место по ее экспорту среди членов ОПЕК. Часть доходов от экспорта нефти иракский лидер использовал для помощи палестинцам. Он также вкладывал крупные средства в совершенствование вооружений и создание национальной научной инфраструктуры. Политический лидер с такой репутацией, естественно, представлял собой угрозу для безопасности Израиля. Вот почему Израиль полностью одобрил санкции, которые США и Британия через Совет Безопасности ООН наложили в 1991 году на народ Ирака. Эти санкции привели к резкому падению жизненного уровня в Ираке, что привело к смерти примерно 650 тысяч иракских детей на протяжении 1990-х годов. По общепринятому мнению, ответственность за это целиком лежит на Вашингтоне и Лондоне. В 2003 году коалиционные силы США и Британии вторглись в Ирак и захватили его. Можно назвать две причины оккупации Ирака: во-первых, нефть, во-вторых, необходимость обеспечения безопасности Израиля. Это означает, что если в Ираке с 1990 года, включая восемь лет оккупации Соединенными Штатами с 2003-го по 2011 год, погибли и умерли более трех миллионов человек, то это случилось во многом ради того, чтобы защитить Израиль.
Когда в 2006 году в Ираке под контролем американцев прошли выборы и к власти пришло шиитское большинство, США, Израиль и некоторые арабские монархии вдруг поняли, что новое шиитское правительство в Багдаде смотрит в сторону Тегерана. Такого поворота событий они уж никак не ожидали и поэтому начали создавать и поддерживать боевые группы суннитов в противовес правительству шиитов. Так «Аль-Каида» стала частью политического ландшафта Ирака. Макиавеллистские манипуляции и провоцирование суннитов и шиитов на взаимное сдерживание достигли апогея в Ираке и других странах региона.
Израильскую элиту беспокоило усиление шиитов не только в Ираке. Военно-политическая власть шиитов стала укрепляться с 2001 года и в Ливане. В данном случае это было народное движение шиитов – Хезболла, – которое сумело остановить наступление Израиля на Ливан в 2006 году. Поэтому Хезболла – единственное народное движение в ЗАСА, которого опасаются вооруженные силы Израиля.
Хезболла, Иран и сирийское руководство под предводительством Башара аль-Асада, происходящего из алавитов (шиитов), – вот три силы, которые Израиль рассматривает как наиболее значительных противников его власти в регионе. Поэтому израильская политика нацелена прежде всего на разрушение этого триумвирата. Аналогичная установка и у Соединенных Штатов, поскольку они видят в Хезболле, сирийских верхах и Иране помехи американской гегемонии на Ближнем и Среднем Востоке.
Именно этим раскладом геополитических интересов и вызваны предпринимаемые с 2011 года попытки различных вооруженных групп устранить Башара аль-Асада. Израиль оказывает некоторым из этих групп материальную помощь и сам наносит регулярные удары по позициям сирийской армии. Такие региональные игроки, как Израиль, Саудовская Аравия, Катар и Турция, и игроки мирового масштаба – США, Британия и Франция – привлекли в эти вооруженные группы тысячи иностранных бойцов из примерно 80 стран, которые считают устранение Асада джихадом. Три с половиной года сирийского конфликта привели к гибели десятков тысяч сирийских мирных жителей и военных, не считая самих боевиков.
Для Израиля самым непримиримым врагом в этом триумвирате является именно Иран. Израильская элита осознает, что военные и научные возможности Ирана гораздо более внушительны, чем у Ирака в период Саддама Хусейна. Иран является одним из ведущих экспортеров нефти и газа. Его власти пользуются непререкаемым авторитетом у народных масс. У Ирана имеются наработанные религиозные связи в регионе, а его идеология отличается высокой степенью самопожертвования и ответственности. Вот почему Израиль изо всех сил старается убедить своих покровителей и защитников – Соединенные Штаты и их европейских союзников – в том, что Иран продолжает секретную программу разработки ядерного оружия под видом программы развития ядерной энергетики в мирных целях. И хотя Иран заявляет, что производство ядерного оружия в исламе запрещено, и на протяжении многих лет разрешает широкомасштабные инспекции с выездом инспекторов на свои ядерные объекты, израильская элита продолжает распространять ложь о намерениях Ирана применить ядерное оружие. Чтобы обвинить Иран, израильтяне даже пошли на подделку документов, предоставленных ими в распоряжение Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Израиль развязал кибервойну против ядерных программ Ирана и взламывает компьютеры на его ядерных объектах. Иранских ученых вероломно убивают. Все перечисленные действия Израиля доказывают его непреодолимую одержимость безопасностью – одержимость, не имеющую ничего общего с реальностью.
Эта одержимость наиболее агрессивно выражена в политике Израиля на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Выше уже говорилось об укреплении израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. Газа, которую часто называют самой большой в мире тюрьмой под открытым небом, подвергалась массированным атакам со стороны Израиля не менее трех раз с 2008 года. Во время последнего обострения в июле–августе 2014 года было убито около 2100 палестинцев, четверть из которых – дети. А всего с сентября 2000 года убито не менее 9100 палестинцев. И практически всегда израильские лидеры оправдывают убийства интересами безопасности Израиля.