Печать

Этюд оптимизма
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 218

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

Закрытие кинотеатра «Художественный» на реставрацию заставило посмотреть старые фотографии с его первым названием – «Художественный электро-театр». Он был построен архитектором Николаем Благовещенским и открыт 10 ноября 1909 года. Популярность заведения была так велика, что ради увеличения вместимости уже в 1912-1913 годах архитектор Федор Шехтель реконструировал здание «электро-театра». Обещана реставрация именно шехтелевской архитектуры.

Это событие позволило не только вспомнить авторов, но и место, где здание простояло столетие, – Арбатскую площадь, – пространство и все характеристики которой менялись с московской экспрессией.

«Электро-театр» был размещен в плотно застроенной части города. Он был пристроен – даже прилеплен – к доходному дому по Воздвиженке, с другой стороны располагался Арбатский рынок. Напротив – двухэтажное здание банка и храм святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые снесли в 1931 году, раскрыв перед зданием кинотеатра обширное пространство. В 1932 году рынок получил огромное арочное покрытие. После того как прямо под этими сводами был построен павильон станции метро Филевской линии, здание рынка укоротили. В начале Великой Отечественной войны бомбами были разрушены дом, к которому примыкал кинотеатр, и рынок. Теперь фронт застройки раздвинулся, кинотеатр и павильон метро, оторванные от других зданий, свободно стояли на просторной площади.


Рис. 1. Проект М.И. Прохоровой, по которому сквер был построен в 1944 году

В 1944 году на пустырях, образовавшихся вокруг кинотеатра, произошло нетривиальное для военного времени событие – был разбит сквер. Вот как рассказывает об этом событии автор сквера – архитектор Милица Прохорова: «Построенный весной 1944 года сквер на Арбатской площади в Москве на месте бывшего Арбатского рынка и нескольких разрушенных бомбардировкой зданий является одной из капитальных работ по благоустройству города. <…> Общая площадь сквера равна 1,8 гектара. <…> Основная композиция сквера ориентирована на Арбатскую площадь. Его внутреннее пространство делится на три части: открытый на площадь центральный партер с фонтаном, удаленный в глубину участок детской площадки и массив декоративной зелени, оформляющий фронт улицы Коминтерна. <…> В связи с неоднородным рельефом территории сквера и необходимостью размещения на месте (без вывоза) больших масс строительного мусора от разборки разрушенных зданий сквер построен несколькими террасами, отделенными друг от друга подпорными стенками и откосами; общая разница высот достигает 3 метров. Входы решены широкими парадными лестницами, центральная лестница завершается фонтаном». Кроме Прохоровой (автор генерального плана, проекта озеленения, подпорных стенок и лестниц) в работе участвовали архитектор Георгий Луцкий (фонтан, чугунная решетка и декоративная стенка), скульптор Сергей Меркуров и др.

Надо ли говорить, что этот сквер – необъявленный, но подлинный памятник Победе, что это маленький, но выдающийся этюд оптимизма великого народа.


Рис. 2. Современный вид места, на котором располагался сквер 1944 года


 

Однако в 2014 году у сквера на Арбатской площади – черствый юбилей. За 70 лет от него ничего – кроме, быть может, нескольких деревьев вдоль Воздвиженки – не осталось. Основная часть сквера была уничтожена во время строительства административного здания Министерства обороны в 1979–1987 годах (архитекторы Михаил Посохин и др.). Потом вдоль бокового фасада кинотеатра прорубили дорогу к новому выходу из метро. А там уж вдоль этой дороги построили двухэтажную будку «Шеш-беш». Наконец, совсем недавно была разобрана чугунная ограда, украшенная фризами и декоративными медальонами. Это сделал какой-то другой народ – не то что не великий, но даже мелкий и мелочный. Так с памятью обращаться нельзя.

Теперь, с учетом начинающейся реконструкции кинотеатра, было бы правильно хотя бы частично, фрагментарно восстановить сквер. Сделать это можно, если учесть опыт 1944 года и подход к делу архитектора Прохоровой.

Конфигурация сквера, спонтанно образованная бомбежками, не рассматривалась тогда авторами как окончательная и постоянная. Предполагалось развитие и изменение как территории сквера, так и окружающей площадь и формирующей ее пространство застройки. Поэтому композиция сквера включала три зоны, слабо связанные друг с другом, но внутренне цельные. При этом каждая имела свой характер, свой образ, выстроенный разными композиционными приемами.

Главным и самым нарядным элементом композиции была терраса, поднятая на 2 метра относительно своего окружения. Наверх – через узкую промежуточную террасу – вели две лестницы с удобными пологими ступенями. На верхней террасе находились партер в виде большого, площадью в 6,5 сотки, цветника и фонтан. Фонтан – центр композиции сквера и центр притяжения: мальчишки не упускали случая искупаться в его просторной облицованной гранитом восьмиугольной чаше. Скульптурная композиция – мальчик с рыбой – и орнаменты постамента были отлиты из чугуна.


Рис. 3. Возможное хотя бы частичное – с партером и фонтаном – воссоздание сквера 1944 года

Речь идет не о реставрации, но о таком воссоздании сквера на Арбатской площади, какое возможно при сложившейся застройке. А сегодняшняя градостроительная ситуация позволяет почти полностью восстановить участок вдоль Воздвиженки, в значительной степени воспроизвести главную террасу сквера – и цветочный партер, и фонтан со скульптурой работы Меркурова не на прежнем, а на доступном месте. При этом наиболее характерные, памятные и красивые элементы – фонтан и ограда – могут быть исторически точно повторены. Такие важные особенности, как террасирование участка, принципы размещения и подбор ассортимента растений, реально сохранить как приемы построения композиции.

Такая реставрация, помимо духовного и историко-культурного содержания, имела бы еще и практическое значение. Восстановление сквера на Арбатской площади способно помочь решению, по крайней мере, двух проблем. Во-первых, будет выполнена давно назревшая задача формирования композиции Арбатской площади. А во-вторых, хотя бы частично для данного места снимется не теряющая актуальности и вечная для городского центра проблема нехватки озелененных территорий и общественных пространств.

Пока еще возможное, пусть даже частичное, восстановление сквера на Арбатской площади будет означать подъем на новый – более высокий, чем нынешний, – уровень градостроительной культуры.

В соответствие со статьей 7 Конституции России, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку достойная жизнь и свободное развитие человека невозможны вне культуры и помимо существующей культуры, государство обладает правом и обязанностью осуществлять политику в данной сфере, обеспечивающую решение данных задач.