Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Однако в 2014 году у сквера на Арбатской площади – черствый юбилей. За 70 лет от него ничего – кроме, быть может, нескольких деревьев вдоль Воздвиженки – не осталось. Основная часть сквера была уничтожена во время строительства административного здания Министерства обороны в 1979–1987 годах (архитекторы Михаил Посохин и др.). Потом вдоль бокового фасада кинотеатра прорубили дорогу к новому выходу из метро. А там уж вдоль этой дороги построили двухэтажную будку «Шеш-беш». Наконец, совсем недавно была разобрана чугунная ограда, украшенная фризами и декоративными медальонами. Это сделал какой-то другой народ – не то что не великий, но даже мелкий и мелочный. Так с памятью обращаться нельзя.

Теперь, с учетом начинающейся реконструкции кинотеатра, было бы правильно хотя бы частично, фрагментарно восстановить сквер. Сделать это можно, если учесть опыт 1944 года и подход к делу архитектора Прохоровой.

Конфигурация сквера, спонтанно образованная бомбежками, не рассматривалась тогда авторами как окончательная и постоянная. Предполагалось развитие и изменение как территории сквера, так и окружающей площадь и формирующей ее пространство застройки. Поэтому композиция сквера включала три зоны, слабо связанные друг с другом, но внутренне цельные. При этом каждая имела свой характер, свой образ, выстроенный разными композиционными приемами.

Главным и самым нарядным элементом композиции была терраса, поднятая на 2 метра относительно своего окружения. Наверх – через узкую промежуточную террасу – вели две лестницы с удобными пологими ступенями. На верхней террасе находились партер в виде большого, площадью в 6,5 сотки, цветника и фонтан. Фонтан – центр композиции сквера и центр притяжения: мальчишки не упускали случая искупаться в его просторной облицованной гранитом восьмиугольной чаше. Скульптурная композиция – мальчик с рыбой – и орнаменты постамента были отлиты из чугуна.


Рис. 3. Возможное хотя бы частичное – с партером и фонтаном – воссоздание сквера 1944 года

Речь идет не о реставрации, но о таком воссоздании сквера на Арбатской площади, какое возможно при сложившейся застройке. А сегодняшняя градостроительная ситуация позволяет почти полностью восстановить участок вдоль Воздвиженки, в значительной степени воспроизвести главную террасу сквера – и цветочный партер, и фонтан со скульптурой работы Меркурова не на прежнем, а на доступном месте. При этом наиболее характерные, памятные и красивые элементы – фонтан и ограда – могут быть исторически точно повторены. Такие важные особенности, как террасирование участка, принципы размещения и подбор ассортимента растений, реально сохранить как приемы построения композиции.

Такая реставрация, помимо духовного и историко-культурного содержания, имела бы еще и практическое значение. Восстановление сквера на Арбатской площади способно помочь решению, по крайней мере, двух проблем. Во-первых, будет выполнена давно назревшая задача формирования композиции Арбатской площади. А во-вторых, хотя бы частично для данного места снимется не теряющая актуальности и вечная для городского центра проблема нехватки озелененных территорий и общественных пространств.

Пока еще возможное, пусть даже частичное, восстановление сквера на Арбатской площади будет означать подъем на новый – более высокий, чем нынешний, – уровень градостроительной культуры.

В соответствие со статьей 7 Конституции России, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку достойная жизнь и свободное развитие человека невозможны вне культуры и помимо существующей культуры, государство обладает правом и обязанностью осуществлять политику в данной сфере, обеспечивающую решение данных задач.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS