Понедельник, 26 Июня, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Этюд оптимизма
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 218

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

Закрытие кинотеатра «Художественный» на реставрацию заставило посмотреть старые фотографии с его первым названием – «Художественный электро-театр». Он был построен архитектором Николаем Благовещенским и открыт 10 ноября 1909 года. Популярность заведения была так велика, что ради увеличения вместимости уже в 1912-1913 годах архитектор Федор Шехтель реконструировал здание «электро-театра». Обещана реставрация именно шехтелевской архитектуры.

Это событие позволило не только вспомнить авторов, но и место, где здание простояло столетие, – Арбатскую площадь, – пространство и все характеристики которой менялись с московской экспрессией.

«Электро-театр» был размещен в плотно застроенной части города. Он был пристроен – даже прилеплен – к доходному дому по Воздвиженке, с другой стороны располагался Арбатский рынок. Напротив – двухэтажное здание банка и храм святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые снесли в 1931 году, раскрыв перед зданием кинотеатра обширное пространство. В 1932 году рынок получил огромное арочное покрытие. После того как прямо под этими сводами был построен павильон станции метро Филевской линии, здание рынка укоротили. В начале Великой Отечественной войны бомбами были разрушены дом, к которому примыкал кинотеатр, и рынок. Теперь фронт застройки раздвинулся, кинотеатр и павильон метро, оторванные от других зданий, свободно стояли на просторной площади.


Рис. 1. Проект М.И. Прохоровой, по которому сквер был построен в 1944 году

В 1944 году на пустырях, образовавшихся вокруг кинотеатра, произошло нетривиальное для военного времени событие – был разбит сквер. Вот как рассказывает об этом событии автор сквера – архитектор Милица Прохорова: «Построенный весной 1944 года сквер на Арбатской площади в Москве на месте бывшего Арбатского рынка и нескольких разрушенных бомбардировкой зданий является одной из капитальных работ по благоустройству города. <…> Общая площадь сквера равна 1,8 гектара. <…> Основная композиция сквера ориентирована на Арбатскую площадь. Его внутреннее пространство делится на три части: открытый на площадь центральный партер с фонтаном, удаленный в глубину участок детской площадки и массив декоративной зелени, оформляющий фронт улицы Коминтерна. <…> В связи с неоднородным рельефом территории сквера и необходимостью размещения на месте (без вывоза) больших масс строительного мусора от разборки разрушенных зданий сквер построен несколькими террасами, отделенными друг от друга подпорными стенками и откосами; общая разница высот достигает 3 метров. Входы решены широкими парадными лестницами, центральная лестница завершается фонтаном». Кроме Прохоровой (автор генерального плана, проекта озеленения, подпорных стенок и лестниц) в работе участвовали архитектор Георгий Луцкий (фонтан, чугунная решетка и декоративная стенка), скульптор Сергей Меркуров и др.

Надо ли говорить, что этот сквер – необъявленный, но подлинный памятник Победе, что это маленький, но выдающийся этюд оптимизма великого народа.


Рис. 2. Современный вид места, на котором располагался сквер 1944 года



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 848 гостей онлайн