Понедельник, 23 Июля, 2018
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Этюд оптимизма
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 218

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

Закрытие кинотеатра «Художественный» на реставрацию заставило посмотреть старые фотографии с его первым названием – «Художественный электро-театр». Он был построен архитектором Николаем Благовещенским и открыт 10 ноября 1909 года. Популярность заведения была так велика, что ради увеличения вместимости уже в 1912-1913 годах архитектор Федор Шехтель реконструировал здание «электро-театра». Обещана реставрация именно шехтелевской архитектуры.

Это событие позволило не только вспомнить авторов, но и место, где здание простояло столетие, – Арбатскую площадь, – пространство и все характеристики которой менялись с московской экспрессией.

«Электро-театр» был размещен в плотно застроенной части города. Он был пристроен – даже прилеплен – к доходному дому по Воздвиженке, с другой стороны располагался Арбатский рынок. Напротив – двухэтажное здание банка и храм святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые снесли в 1931 году, раскрыв перед зданием кинотеатра обширное пространство. В 1932 году рынок получил огромное арочное покрытие. После того как прямо под этими сводами был построен павильон станции метро Филевской линии, здание рынка укоротили. В начале Великой Отечественной войны бомбами были разрушены дом, к которому примыкал кинотеатр, и рынок. Теперь фронт застройки раздвинулся, кинотеатр и павильон метро, оторванные от других зданий, свободно стояли на просторной площади.


Рис. 1. Проект М.И. Прохоровой, по которому сквер был построен в 1944 году

В 1944 году на пустырях, образовавшихся вокруг кинотеатра, произошло нетривиальное для военного времени событие – был разбит сквер. Вот как рассказывает об этом событии автор сквера – архитектор Милица Прохорова: «Построенный весной 1944 года сквер на Арбатской площади в Москве на месте бывшего Арбатского рынка и нескольких разрушенных бомбардировкой зданий является одной из капитальных работ по благоустройству города. <…> Общая площадь сквера равна 1,8 гектара. <…> Основная композиция сквера ориентирована на Арбатскую площадь. Его внутреннее пространство делится на три части: открытый на площадь центральный партер с фонтаном, удаленный в глубину участок детской площадки и массив декоративной зелени, оформляющий фронт улицы Коминтерна. <…> В связи с неоднородным рельефом территории сквера и необходимостью размещения на месте (без вывоза) больших масс строительного мусора от разборки разрушенных зданий сквер построен несколькими террасами, отделенными друг от друга подпорными стенками и откосами; общая разница высот достигает 3 метров. Входы решены широкими парадными лестницами, центральная лестница завершается фонтаном». Кроме Прохоровой (автор генерального плана, проекта озеленения, подпорных стенок и лестниц) в работе участвовали архитектор Георгий Луцкий (фонтан, чугунная решетка и декоративная стенка), скульптор Сергей Меркуров и др.

Надо ли говорить, что этот сквер – необъявленный, но подлинный памятник Победе, что это маленький, но выдающийся этюд оптимизма великого народа.


Рис. 2. Современный вид места, на котором располагался сквер 1944 года



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 668 гостей онлайн
тайский массаж электрозаводская, znoy-vip.ru