Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Оценку этих и других лиц политического бомонда Стругацкие дали в пьесе «Жиды города Питера». Писатели подчеркивали, что активно вовлеченные в перестройку:

  • неспособны на созидательную работу;
  • конъюнктурны, действуют под влиянием политической моды и смелы лишь в той степени, в какой им позволяют проявлять активность скрытые от показа в пьесе силы из высшей политической элиты;
  • не могут защищать то, чему на словах присягают, и прекратят борьбу по первому сигналу элитных групп, а значит, не в состоянии принять ответственность за страну и готовы предать ее ради личного благополучия и безопасности.

Как показало дальнейшее развитие событий, опасения, высказанные Стругацкими и обусловившие их скепсис в отношении перестройки, сбылись сполна. Закономерным итогом перестройки стали ликвидация власти КПСС и раздел СССР, разрушение единого союзного государства, что уже в 2000-е было охарактеризовано Владимиром Путиным как «крупнейшая геополитическая катастрофа» XX века.

Однако несмотря на усугубление политического кризиса в стране, Борис Стругацкий и в 1991 году говорил: «Однако же коммунизм – это ведь общественный строй, при котором свобода каждого есть непременное условие свободы всех. Да способен ли демократически мыслящий, нравственный и порядочный человек представить себе мир более справедливый и желанный, чем этот? Об этом мире люди мечтают с незапамятных времен».

Осенью 1991 года умер Аркадий Стругацкий, и, по словам Бориса Стругацкого, не стало больше писателя по имени «А. и Б. Стругацкие». Взгляды же Бориса Стругацкого нашли выражение во многих интервью, его гражданская и политическая позиция была достаточно сложной и заслуживает отдельного рассмотрения. Вышли сборник бесед «Невеселые беседы при свечах», его «Комментарии к пройденному» и, что особенно важно, «Интервью длиною в годы: по материалам офлайн-интервью». Последняя книга в значительной мере стала и разъяснением позиции Стругацких в отношении тех или иных общих мировоззренческих вопросов, замысла и толкования некоторых их совместных работ, систематизацией и подведением итоговых контуров системы политико-философских воззрений братьев. Безусловно, особый интерес представляют неоднократные указания Бориса Стругацкого на то, что идеалы Мира Полдня, описанные ими в 1961 году, оставались для обоих Стругацких до конца их жизней столь же привлекательными и значимыми, какими они были во времена принятия Программы строительства коммунизма.

На этом фоне интересны оговорки Бориса Стругацкого о том, что он не считает изменения, произошедшие в обществе, необратимыми с точки зрения общего хода исторического прогресса. Когда в 2001 году ему был задан вопрос, как в книге «Отягощенные злом» они не угадали изменений, которые произойдут в обществе с конца 1980-х и до начала 2000-х, и описали в качестве близкого будущего общество, напоминающее середину 1980-х, но уже кажущееся устаревшим полтора десятилетия спустя, Борис Стругацкий ответил: «Если подумать партия единственная никаких вам олигархов – верно, не то, совсем, вроде бы, не то, что мы видим. И однако! Ведь действие романа происходит в конце 2020-х годов, “сорок лет спустя”. Подождем. Что-то мне подсказывает: всё это вполне еще может реализоваться ! И единственная партия и полное отсутствие могущественных олигархов». Эта мысль тем более заслуживает самого пристального внимания, если сопоставить ее с высказыванием писателей в 1987 году: «Коммунизм – это квинтэссенция нормального бытия», – и учесть, что в 2000 году Борис Стругацкий давал однозначно негативную оценку результатам перестройки и вновь начинал испытывать чувство социального оптимизма. В этом контексте представляют интерес его оценки Ленина, которого он в 2003 году называл «гениальным профессиональным революционером». Величайшими деятелями истории, по мнению Бориса Стругацкого, были «люди, создавшие “новые миры”: Ленин, Рузвельт, Мао Цзэдун». Заслуживают внимания и его слова, что «идея коммунизма – мира чистых, добрых, бескорыстных людей, главной целью и главным наслаждением которых является творческий труд, – эта идея так же бессмертна, как и идея Бога».

Словом, при учете всей неоднозначности идеологической и политико-философской позиции Бориса Стругацкого можно сделать следующие выводы.

Во-первых, основной чертой этой позиции была уверенность в безальтернативности стремления общества к коммунизму, понимаемому как мир свободного труда. Мечта о нем вечна – и вопрос лишь в путях и сроках реализации такой мечты.

Во-вторых, Мир Полдня, коммунизм – это не конец истории, в нем будут свои проблемы, и эти проблемы могут оказаться неожиданными.

В-третьих, альтернативой может быть лишь отказ от развития. И тогда либо мир потребления и духовной деградации, либо мир манипулирующей диктатуры, либо мир без цели и идеологии – мир «идеологического вакуума» и исторической деградации.

Как отмечает, говоря о рождающемся сегодня очередном запросе на новую утопию, отечественный исследователь проблем утопии Сергей Евдокимов, современный кризис развития порождает неуверенность в окружающем мире и потребность в преодолении такого состояния, что делает возрождение политического утопизма востребованным.

Картины и притчевые прогнозы Стругацких имеют политико-философский характер. Создав оптимистическую утопию Мира Полдня и показав, что она не будет безоблачной, Стругацкие предложили и пессимистический сценарий – серию политических прогнозов, в которых попытались проанализировать, что может стать альтернативой Миру Полдня:

  • страна, которая раньше была значительно обширнее, но приведена к катастрофе выродившейся элитой, потерпевшая поражение и пытающаяся сохранить порядок на границах, изнутри пораженная нехваткой врачей, учителей и инфляцией;
  • веривший в свою страну герой, у которого из благих побуждений его освобождения отняли все, что он ценил в жизни;
  • «сталкеры», собирающие и продающие то, что осталось от ненадолго посетившей Землю Великой Цивилизации, торгующие случайно доставшимся им наследством, происхождения которого они не могут понять;
  • общество, лишенное идеологии, не знающее смысла и целей своего существования, отказавшееся от своих ценностей и стратегических целей и потому обреченное на гибель;
  • страна, уничтожающая свою культуру, где знание большего, чем необходимо для составления счета за товар, стало предосудительным;
  • страна, подведенная к катастрофе представителями чужой цивилизации, которые теперь под видом спасения выманивают и увозят к себе ее детей и всех тех, которые сохраняют способность к рациональному действию.

В современной России степень узнаваемости приведенных моделей достаточно велика. А ведь все эти картины были написаны в период с начала 1960-х и до середины 1970-х. То есть мы имеем дело с некой вариативной прогностической моделью, в рамках которой удалось предугадать возможные угрозы, оказавшиеся в последнюю четверть XX века в той или иной степени реализованными в действительности. Пессимистический сценарий, об опасности которого предупреждали авторы, оказался осуществленным. Не говоря уже о том, что верным оказалось и предупреждение 1986-1987 годов об опасности упоения эмоционально-протестным активизмом в борьбе с теми или иными негативными сторонами реальности, так как подобный активизм способен привести к подмене конструктивных задач созидания будущего уничтожением того, что могло бы составить его основу.

Если мы имеем перед собой систему решений, некоторые из которых мы можем оценить как верные, сбывшиеся, то значит, справедливы следующие выводы.

Во-первых, данная система решений может содержать в себе и иные верные, но для нас пока еще непонятные прогнозы.

Во-вторых, если мы имеем негативные предсказания, которые в значительной степени оказались обоснованными, то мы имеем право допустить и обоснованность позитивных прогнозов.

В-третьих, есть основания предполагать наличие в данной системе решений, дающих ответ на вопрос о возможных способах нейтрализации негативных вариантов развития и активизации позитивных.

В-четвертых, нам следует принять к рассмотрению и возможность того, что в данной системе содержатся и более долговременные прогнозы.

В-пятых, даже если не относиться к наличным образцам прогностики как к имеющим высокую точность, то мы всё равно должны, как минимум, задуматься о тех проблемных темах, которые ими затронуты.

Приведенные выводы тем более справедливы, что, по словам Бориса Стругацкого, все прогнозы писателей были не пророчествами, а результатами сугубо логических заключений. Их произведения 1960–1970-х описывали процессы, актуальные для сегодняшнего дня.

С одной стороны, Стругацкие создавали утопию, Мир Полдня, и выражали при этом свои базовые политические идеалы, рисовали мир, о котором сами говорили, что это то общество, в котором им хотелось бы жить. С другой стороны, они указывали на неизбежные в этом мире противоречия.

С одной стороны, писатели рисовали явно сциентистский образ этого мира. С другой стороны, главным его регулятором делали этические начала. С одной стороны, это мир гражданского участия, с другой – авторы говорили о наличии в нем тайной полиции и о ее оправданной неизбежности. Писали, что там, где есть тайная полиция, она неизбежно будет убивать невиновных, не скрывали своей отрицательной оценки этого – и это же оправдывали.

Они постулировали неодолимость прогресса и его неизбежность – и одновременно отмечали, что он всегда вне морали. Но вместе с тем утверждали, что прогресс осуществляется только посредством деятельности человека, который не может быть вне морали.

Братья подчеркивали, что разум должен быть инструментом совести, – и указывали, что он должен ограничивать совесть.

Подчеркивали, что ускорить историческое развитие общества невозможно, но тут же оговаривались, что не пытаться его ускорить также невозможно по человеческим соображениям.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS