Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Парадигмальные схемы «Традиция–Модерн–Постмодерн» и «культ–культура–цивилизация» не синхронны, но типологически изоморфны и сходны по вектору развития. Еще раз подчеркиваем, речь не идет о каком-то «формационном» историческом процессе в духе классического марксизма с его линейной эволюционно-поступательной интенцией. Речь о парадигмальных формах, которые типологически последовательно проявляются в разных культурах в разные эпохи.

Культ – это время, предшествующее началу культуры, архаика. «Се, творю всё новое» (Откр. 21:5). Это и есть то самое «время оно» (illo tempore), мифическое время, о котором говорил историк религии Мирча Элиаде. Это то время, когда культурный герой в первый раз (для-всех-в-первый-раз) убил дракона, впервые встретил женщину, впервые вспахал землю… Собственно о культуре здесь говорить не приходится, иначе, как утверждает Владимир Микушевич, нам пришлось бы признать, что у ангелов тоже есть своя культура. Культ в конечном итоге совпадает с парадигмой традиции. Но традиция шире.

Культура как процесс представляет собой переход от парадигмы Традиции к парадигме Модерна. И в этом отношении она есть явление, скажем осторожно, сопутствующее уходу всего духовного из мира. Однако сама по себе культура не является причиной выхолащивания духа, низведения метафизического до морального. Более того, культура консервативна, однако в том самом смысле, в каком консервативное не является традиционным. Ведь не всякая консервация есть вектор в направлении некоего духовного истока.

Культура занята возделыванием человека. Ей присуща антропоцентрическая динамика. Она радеет не о «жизни будущего века», а о происходящем hic et nunc. При этом она вовсе не в антагонизме с культом. Более того, она его обслуживает в тех аспектах, которые касаются имманентного устроительства.

Культура представляет собой процесс передачи духовного и материального наследия в объятия новых поколений. Культура – это связь поколений, подобно тому как религия – связь человека с высшим, трансцендентным. Культура была бы полностью тождественна Традиции, когда бы в ней не было устремленности к новому, к отличному, к изменению, особенно в их просветительском аспекте. Культура была бы полностью тождественна Модерну, когда бы в ней не было иррациональной бескорыстной любви к бессмысленной красоте.

Цивилизация как финал культуры, трансгрессивный ее переход в иную фазу частично принадлежит парадигме Модерна, а частично – парадигме Постмодерна. Цивилизация уже ничего действительно нового не порождает (только «новенькое»), не развивается в каком-либо направлении, разве что хаотически, ризоматически. Всё что она может – это создавать калейдоскопические коллажи из фрагментов обветшавших и обрушившихся культа и культуры.

Состояние культуры общества парадигмы Постмодерна довольно точно описывается как ризома. Еще в 70-х годах прошлого столетия об этом писали философы-постмодернисты Жиль Делёз и Феликс Гваттари. Ризома – корневидная структура, хаотически ползущая и развивающаяся во всех направлениях. Это фактически не культура в значении «того, что возделано», это культура в значении «что выросло – то выросло».

В поисках культурной идентичности

Мы постоянно слышим о каких-то «общечеловеческих ценностях» и «общечеловеческой культуре». Но действительно ли они так уж универсальны – эти «общечеловеческие» ценности и культура? И так ли уж Россия нуждается в них? Ведь по Достоевскому, «русский человек – всечеловек». Так зачем же нам потребовалась еще какая-то дополнительная «всечеловечность», тем более если она включает в себя осквернение храмов, содомизацию, секспросвет и легализацию педофилии, ювенальные технологии отъема детей по ничтожному поводу у вполне благополучных семей?

Россия – Европа?

Столп науки о культуре, Освальд Шпенглер, которого мы еще не раз процитируем, полагал, что культуры, закатываясь, превращаются в цивилизации – своего рода посмертные маски с культуры. Главный труд Шпенглера называется «Закат Европы» (буквально «Закат Запада» – Der Untergang des Abendlandes). Еще 100 лет назад Шпенглер считал, что культура Европы закатилась, а будущее – за только еще нарождающейся девятой, как он ее называет, русско-сибирской культурой. Вряд ли что-нибудь лестное он сказал бы о сегодняшней «культуре» Европы. Слава богу, что он не дожил до этих похорон. Как же нам на эту «культуру» ориентироваться? Цивилизацией ее можно назвать, культурой – ни при каких обстоятельствах. Пусть мертвые погребают своих мертвецов. Россия не Европа. И слава богу, что она не Европа.

Выдающийся историк Николай Данилевский писал: «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное <…> ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны. <…> Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой русской точки зрения, применяя к ним как единственный критериум оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое они могут оказать препятствие или содействие им? К безразличным в этом отношении лицам и событиям должны мы оставаться совершенно равнодушными, как будто бы они жили и происходили на луне; тем, которые могут приблизить нас к нашей цели, должны всемерно содействовать и всемерно противиться тем, которые могут служить ей препятствием, не обращая при этом ни малейшего внимания на их безотносительное значение – на то, каковы будут их последствия для самой Европы, для человечества, для свободы, для цивилизации. Без ненависти и без любви (ибо в этом чуждом мире ничто не может и не должно возбуждать ни наших симпатий, ни наших антипатий), равнодушные к красному и к белому, к демагогии и к деспотизму, к легитимизму и к революции, к немцам и французам, к англичанам и итальянцам, к Наполеону, Бисмарку, Гладстону, Гарибальди – мы должны быть верным другом и союзником тому, кто хочет и может содействовать нашей единой и неизменной цели. Если ценой нашего союза и дружбы мы делаем шаг вперед к освобождению и объединению славянства, приближаемся к Царьграду – не совершенно ли нам все равно, купятся ли этой ценой Египет Францией или Англией, рейнская граница – французами или вогезская – немцами, Бельгия – Наполеоном или Голландия – Бисмарком. <…> Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собой, может она быть для нас безопасной. <…> Именно равновесие политических сил Европы вредно и даже гибельно для России, а нарушение его с чьей бы то ни было стороны выгодно и благодетельно. <…> Нам необходимо, следовательно, отрешиться от мысли о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами».

Мыслям Данилевского о том, что Россия не Европа, удивительно вторит всё тот же Шпенглер: «Тяга к святому югу, к Византии и Иерусалиму, глубоко заложенная в каждой православной душе, обратилась светской дипломатией с лицом, повернутым на Запад. За пожаром Москвы, величественным символическим деянием народа, в котором нашла выражение маккавейская ненависть ко всему чуждому и иноверному, следует вступление Александра в Париж, Священный союз и вхождение России в “европейский концерт” великих западных держав. Народу, предназначением которого было еще на продолжении поколений жить в собственной истории, была навязана искусственная и неподлинная история. Всё что возникло вокруг с самой той поры воспринималось подлинной русскостью как отрава и ложь. Настоящая апокалипсическая ненависть направляется против Европы. <…> Не существует большей противоположности, чем русский и западный, иудеохристианский и позднеантичный нигилизм: ненависть к чуждому, отравляющему еще не рожденную культуру, пребывающую в материнском лоне родной земли, – и отвращение к собственной, высотой которой человек наконец пресытился. <…> То, что придало этой (Октябрьской. – О.Ф.-Ш.) революции ее размах, была не ненависть интеллигенции. То был народ, который без ненависти, лишь из стремления исцелиться от болезни уничтожил западный мир руками его же подонков, а затем отправит следом и их самих тою же дорогой».

Так нужно ли провоцировать наш народ, навязывая ему несвойственные ему ценности? Европейская культура глубоко противна душе русского народа отнюдь не из-за присущих ему невежества и кровожадности, как об этом нам пытаются не то чтобы напрямую говорить, но многозначительно умалчивают – единственное, что они хорошо умеют делать, – всякого рода грантозависимые герои кабинетного труда.

Европейская культура исходит из индивидуалистического «кляйне майн» (нем. kleine mein). Мой садик, мой городок, моя машинка и т.д. «Это не моя проблема», «это не твоя проблема» – выражения, которые за последние 20 лет, к сожалению, проникли и в русскую культуру. «Кляйне майн» – это внутренняя инвектива частной собственности и как ее крайнее проявление – фашизм, идеология озверевшего буржуа, доведшего по собственной воле демократию до ее конечной формы – диктатуры. Именно «кляйне майн» представляет собой мироощущение Европы, глубоко отвратительное русскому человеку с его общинностью, космичностью, соборностью, бытием сквозь бескрайнюю ширь. Русский коммунизм в этом отношении тоже очень далек от западного марксизма. Его историческое воплощение в России было классической псевдоморфозой, где за фасадом марксистской риторики скрывался главный мотор русской культуры – апология труда и мечта о всеобщем братстве.

Россия – Азия?

Всё тот же Шпенглер утверждает: «Россия – госпожа Азии. Россия и есть Азия». Ему вторит Арнольд Тойнби, которого так любят наши либеральные философы, но здесь он явно не на их стороне: «Роль России в истории – служить лидером в общемировом движении сопротивления общемировой современной агрессии Запада».

Слову «Азия» почему-то часто любят придавать пейоративный оттенок. У всякого слова существуют коннотации – своего рода семантический ореол, который слово приобретает от употребления в том или ином контексте. Например, слова «москаль», «хохол», «жид», «лях», изначально не имеющие никакой негативной оценки и означающие только этническую или конфессиональную принадлежность, многократно употребляясь экспрессивно, с ненавистью, постепенно становятся словами бранными и оскорбительными.

Что-то подобное произошло и с «Азией», ставшей с легкой руки всякого рода шовинистов от западной культуры синонимом чего-то если и не невежественного, то отсталого, варварского, «нецивилизованного».

При этом забывается, что величайшие культуры родом из Азии. Оттуда же родом и все мировые религии.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS