Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Принято говорить, что русская культура литературоцентрична. Этим хотят подчеркнуть, что русская литература играла роль социальной философии, обладала исключительным политическим, идеологическим, нравственным влиянием на общество. Так было в XIX веке с его гениями – от Пушкина до Толстого, ставшего «зеркалом русской революции», так было в XX веке, когда роль литературы, функции писателей были осознаны как политический ресурс власти. А что сегодня? Осознает ли нынешняя власть литературу как политический ресурс? Или же она поняла, что «сколько волка ни корми»… Поняла, что нигде так хорошо не развиваются ненависть к стране и раковые клетки культуры, как в переделкинском инкубаторе? Не знаю ответа. Встречи Путина с «писателями» вызвали чувство недоумения – как вследствие состава приглашенных, так и из-за затронутых вопросов. Как бы то ни было, нынешняя верховная власть не умеет, не знает, как ей воспользоваться этим могучим ресурсом культуры и политики – писателями, литературным процессом. Сами по себе писатели мощно разругались в первые годы перестройки, покрыли друг друга несмываемым вечным позором, а потом постепенно обнищали – и материально, и духовно, частично повымирали. Писательские союзы не знают – зачем они существуют, и власть – тоже не знает. «Литературный процесс» превратился в бессмысленное словосочетание – вроде «кручения пеньки» или «валяния валенок»: ясно, в общем, что имеется в виду, но этого уже давно нет в реальной жизни. Издательский процесс, однако, есть и чувствует себя превосходно. Потому что это сфера коммерции – и ничего более. Текст – это товар, только товар и ничего кроме товара! Технологии производства этого изделия («литературы») просты, обладают очень низкой себестоимостью (гонорары пишущих коммерческие тексты невелики). Технологии продажи этих изделий отработаны, понятны, практически лишены рисков. Продать можно любую стопку бумаги с буквами, склеенную в виде книги. И гарантированно получить прибыль, если технологии продажи не нарушены. Нет разницы, что продавать: зубные щетки, средство от комаров или книжки.

Всё это было бы почти невинной частью массовой культуры, если бы она именно такой и осознавалась обществом. К сожалению, коммерческий поток «книжек» убил возможный ручеек литературы – той, которая «властитель дум» и зеркало «чего-нибудь». И некому во властных структурах печалиться по этому поводу. Потому что у власти – у всей власти в стране, в том числе и власти духовной, власти над культурой, – стоят коммерсанты, спекулянты, называющие себя экономистами. Или те, которые от них всецело зависят.

А народ читать хочет – хоть и не так, как раньше, а так, как теперь. Как жуют жвачку, как пьют «энергетические напитки», жрут чипсы, как меняют вполне исправный телефон на новый, потому что он – новый… Вот и видишь на обложках книг в руках читающих в метро таинственные имена, придуманные маркетологами, что-то вроде этого: Олег Пой, Сидор Ешь, Дора Шмок…

Но самой страшной и разрушительной канцерогенной культурой является «культура новостей». Это социально-политическое явление рассматривают обычно по ведомству политики, идеологии, пропаганды. Так оно и есть. Но место, которое «новости» занимают в культуре вообще, – огромно! Именно они – ежедневные и ежечасные новости, приходящие к нам через теле- и радиоканалы, – составляют основное содержание того, о чем мы думаем, говорим, на что реагируем всем своим эмоциональным аппаратом. Новости – главная часть культурной жизни!

Политологи и работники СМИ отлично знают, что такое «темник», какова его роль и откуда он берется. «Темник» – это темы новостей. Составители «темников» правят миром. Можно сказать иначе: те, которые правят миром, составляют «темники».

Новости нужны вовсе не для того, чтобы вы узнали что-то важное. Новости нужны для того, чтобы считали важным то что нужно. Новости – это важнейшая часть мировой массовой культуры. Одна из функций массовой культуры – быть средством коммуникации, обмениваться одинаково понимаемыми сигналами. Все те, которые смотрят CNN, или «Вести», или «Евроньюс», – получают соответствующий набор тем, их оценок, фигур речи для их описания.

Еще минуту назад вы не подозревали о существовании этих людей, а сейчас вы можете с коллегой по работе обсудить, почему Соня бросила Моню и ушла к Лёве. Вы не знали и никогда не узнаете, что такое «индекс Доу-Джонса», но в вас уже вселили смутную тревогу из-за того, что этот индекс «упал», и вы будете ждать, когда же он вновь «поднимется». Мы ежедневно перенасыщены сообщениями о катастрофах, о несчастьях, о трагедиях. Тревога, неизвестность, непонимание происходящего – вот состояние, в котором мы должны в основном пребывать. Мы должны быть рады самой дешевой шутке, любой пошлости, лишь бы хоть ненадолго снять напряжение. Мы будем с надеждой голосовать за того, кто будет эффективно нам втюхан.

Нас поедает канцерогенная культура, превращая людей в чмокающую, жующую, завидующую, боящуюся суспензию. Канцерогенная культура обыдляет, опускает в самый «низ» человеческого существа, она закрывает возможность всякого роста и развития.

Если бы раковые клетки могли разговаривать… А вот деятели канцерогенной культуры – говорят и действуют. Сможем ли мы встать у них на пути?

Хотим ли?

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS