При этом возможны два формата определения тем и направлений работ.
Во-первых, НИИ и вузы разрабатывают и предлагают Министерству культуры свои обоснованные планы долгосрочных исследований, они совместно обсуждаются, доказывается перспективность и значимость данных программ – и министерство выделяет им долгосрочное финансирование.
Во-вторых, министерство формулирует интересующие его темы и проблемы – и заказывает их исполнение тем, которые готовы их разрабатывать.
Возможны и комбинации. Невозможно и бесперспективно одно: получение из года в год символических сумм на исследование символических тем, нужность которых остается недоказанной.
4.5. Создание новой образовательной модели в сфере творческого и гуманитарного образования
Ключевым звеном воспроизводства и распространения базовых норм и ценностей общества является система подготовки специалистов, которая не может унифицированно копировать образцы образования в сфере точных и естественных наук.
Всё более очевидным становится необходимость иметь две образовательные модели: одну – для относительно унифицированных сфер естественно-научных и технических специальностей, другую – для творческих и гуманитарных сфер. Подобно старому делению, существовавшему в России, на классические гимназии и реальные училища.
В этой сфере в наибольшей степени востребованы такие моменты, как личная нестандартность педагога и студента, доминирование роли мастера и его личности над унифицированной технологией. Велика значимость интуитивного и творческого начал.
В качестве особо значимых черт этой модели можно выделить следующие.
Во-первых, особый подход к набору студентов:
- менее чем где-либо в творческом и гуманитарном образовании тестовая система может характеризовать способности студента, здесь на первый план должны выходить различные формы творческих испытаний;
- менее чем где-либо критерием оценки готовности к поступлению в вуз могут быть выпускные экзамены в школе, доминирующую роль должна играть оценка поступающего принимающим вузом;
- менее чем где-либо может быть использована система любых объективированных и обезличенных критериев, решающим должно быть мнение набирающего курс мастера – будь это, соответственно, театральное искусство, либо культурология, либо философия культуры.
Во-вторых, в области организации и планирования учебного процесса творческие и гуманитарные вузы должны иметь возможность самостоятельно формировать государственные стандарты по своим направлениям подготовки.
В-третьих, основные постулаты модели следующие:
- преподаватель является не ретранслятором ранее накопленной информации, а производителем новой – на основании имеющихся накоплений – и координатором ее обработки методами классической гуманитарной и общественной науки; лекция является не воспроизведением прежней информации, а научным докладом о состоянии рассматриваемой проблемы на сегодняшний день;
- студент не является ни субъектом механического запоминания, ни субъектом постмодернистского вольного имитирования творческого процесса – он должен хорошо знать необходимый объем сведений, владеть методами научного анализа и осмысления, уметь создавать новую научную информацию на основе имеющейся.
Задача этой модели – развитие творческих способностей ученика, накопление и распространение академического знания и мастерства, противодействие информационной агрессии, защита историко-политической самоидентификации, противодействие искажениям истории и использованию культуры в ущерб интересам развития и суверенитета России.
5. Создание системы защиты культурного суверенитета страны и отражения направленной на него информационной агрессии
Культура, история, историческая память – это всегда пространство информационной и смысловой конкуренции национально-государственных, социально-экономических и социально-политических систем. Пространство борьбы за сохранение историко-идентификационного, политико-экономического и культурного суверенитета.
В этом отношении задача государственной политики в сфере культуры и искусства – сохранение и защита культурного суверенитета страны.
Культурный суверенитет страны включает в себя:
- право страны и ее народа руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории, признаются и принимаются народом;
- принятие или непринятие народом тех или иных образцов, норм и ценностей выше признания или непризнания их внешними для данной страны субъектами;
- право страны и ее народа противодействовать распространению информационной продукции, угрожающей историко-культурной самоидентификации общества и чреватой разрушением значимых для него образцов поведения, ценностей, этических, эстетических и бытовых норм;
- право народа и граждан, право и обязанность государства не допускать использования сферы культуры для нанесения ущерба национальному государственно-политическому суверенитету и территориальной целостности страны.
5.1. Основные угрозы
В современных условиях культурный суверенитет страны сталкивается как с объективными, так и с субъективными угрозами.
К числу объективных угроз относятся:
- распространение поведенческих образцов общества потребления, утверждающих в качестве главного смысла существования человека его растущее потребление;
- массовая культура, утверждающая сведение высоких культурных образцов к их примитивизированному восприятию;
- квазицивилизация Постмодерна, отрицающая единство законов мира, объективность истины, этических и эстетических категорий и утверждающая моральный и ценностный релятивизм.
В совокупности они угрожают ценностным основаниям культуры России, отечественной ментальности, равно как и основным ценностям классической мировой и европейской цивилизации.
К числу субъективных угроз относится информационная агрессия геополитических конкурентов России, направленная как на разрушение отечественной историко-культурной и государственно-политической самоидентификации, так и на использование культуры для дискредитации и разрушения уже и политического суверенитета России.
Эти угрозы должны быть устранены, а информационная агрессия отражена.
5.2. Создание системы противодействия угрозам культурному суверенитету
Основой противодействия угрозам культурному суверенитету страны является создание массовой культуры высоких образцов – культуры, основанной на целенаправленной государственной поддержке и устранении разрыва между высокими достижениями культуры и повседневной жизнью масс путем поднятия последних до уровня таких достижений. Топовое казино rox casino с постоянными бонусами!
Одной из центральных задач в этом направлении является устранение указанного разрыва в его следующих срезах:
- по региональному признаку;
- по типу поселения, по социальному признаку;
- по профессиональной принадлежности учебного заведения.
Создание системы защиты культурного суверенитета страны включает в себя следующие основные шаги:
- признание факта этой агрессии и ее угрозы культурному суверенитету страны;
- создание системы отслеживания и анализа распространения волн этой агрессии и ее основных направлений;
- устранение разрыва между повседневным уровнем бытовой культуры и имеющимся в стране культурным потенциалом, соединение повседневной жизни человека с ресурсами национальной культуры;
- осуществление своего рода второй культурной революции – культурного ликбеза в стране: информационная агрессия апеллирует к примитивному восприятию, повторяемости ярких, но упрощенных культурных образцов и оказывается бессильна там, где ей противостоят укоренившаяся в традиции национальная культура и высокие образцы искусства, обращающиеся к сущностным началам в человеке;
- деунификация системы образования в гуманитарной и творческой сферах, подготовка кадров высшей квалификации в области культуры и искусства – кадров, обладающих творческим горением и хорошим вкусом, способных сделать доступными и воспринимаемыми высокие образцы искусства;
- обеспечение повседневной доступности ресурсов культуры для каждого человека.
И главное – всю сферу культуры и всю культурную жизнь общества необходимо пронизать пониманием, может быть, главного тезиса: человек тем и отличается от животного, что имеет в себе смыслы и ценности – боˆльшие, чем его собственно физиологическое существование.