Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

4.2. Стратегическая триада просвещения и роли ее звеньев

Для достижения поставленных целей сохранения культурного достояния и воссоздания полноценной культурной среды, интенсивного воспроизводства и распространения базовых латентных образцов государство должно обладать мощным скоординированно действующим просветительским инструментом. При естественной важности для культуры всех ее видов и форм воплощения, в совокупности обеспечивающих выполнение ее функций, особую роль приобретает наиболее насыщенная потенциалом активного просвещения триада: театры и кинематограф – музеи и выставки – библиотеки и клубы. Каждая составляющая этой триады выполняет особую роль.

Их выделение не означает игнорирования современных форм распространения информации и культурных образцов – телевидения и Интернета. Речь идет о том, что последние, являясь новыми техническими формами, по исполняемым ролям воспроизводят роли названных выше элементов триады, в значительной степени распространяя их же продукты.

Все три указанных звена в своем скоординированном действии способны выполнять единую просветительскую роль и связаны эффектом общего присутствия при освоении культуры. Они обладают способностью создания «храмового эффекта» сочувствования и сопереживания собравшихся вместе людей.

Первое звено выполняет функцию хранения и передачи образцов и норм тем, которые глубоко в них заинтересованы: библиотека – литературные образцы и нормы, допускающие углубленное рационально-образное осмысление, клуб – общие увлечения, правила поведения и обмен сопереживанием.

Второе звено обеспечивает присутственное осмысление в непосредственном восприятии изобразительных образов: музей – преимущественно углубленное осмысление, выставка – в больше степени ознакомительное, хотя и не только.

Третье звено соединяет зрелищно-образное и рационально-образное восприятия и осмысления: кинематограф – при относительно менее активной роли зрителя как наблюдателя, театр – при его большей ориентации на сознательный поиск сложных лично передаваемых психологических нюансов зрителя как соучастника.

В комбинированном действии, погружая человека в сознательно избираемое состояние осмысления, они вместе способны противостоять стремительно проходящей сквозь человека информации и образам телевидения и Интернета в том случае, если действуют совместно.

Для обеспечения этого комбинированного действия государство должно решить следующие задачи:

  • создать доступный, популярный и качественный кинематограф, восстановив ту его роль в обществе, которую мы имели до национальной катастрофы конца 80-х годов и раздела СССР, – обеспечивавшего популяризацию образов и сюжетов других звеньев этой триады;
  • сохранить и поддержать репертуарный театр, в отличие от театра антрепризы предполагающий сохранение и развитие различных школ театрального мастерства и углубленное осмысление и сопереживание зрителя;
  • обеспечить сохранение музейных фондов и активное представление накопленных в них произведений жителям разных регионов через интенсивную практику выездных выставок;
  • возродить роль библиотек как сакрализованных мест общения с книгой и углубленного осмысления произведений, придав им характер объединяющих в живом общении людей клубов тех, которые способны к рационально-образному осмыслению и сопереживанию;
  • возродить классическую роль клубов по интересам как мест непосредственного общения и живых коммуникационных площадок, восстанавливающих способность человека к самоорганизации и социальному действию.

Учитывая, что в условиях информационного общества повышенная скорость изменений потоков информации неизбежно вызывает шок, угрожающий государству и культуре как институциональным системам, нужно иметь в виду, что обратной реакцией общества неизбежно будет становиться запрос на упорядоченность и постоянство, противостоящие хаотизации. И более успешной окажутся те политические и культурные системы, которые смогут конструктивно удовлетворить этот запрос.

Особую роль при этом играет и изменение отношения к таким сферам, подчас выводимым за рамки ведения культуры, как архивы и туризм.

В первом случае стоит вопрос об изменении отношения к ним: перестать воспринимать их как хранилища делопроизводственной документации и начать видеть в них собрания памятников культуры.

Скорректировать взгляд следует и во втором случае: туризм должен рассматриваться не как сфера оказания развлекательных бизнес-услуг, а как способ культурно-исторического просвещения, направленного на углубление историко-культурной и государственно-политической самоидентификации.

4.3. Проблема современного искусства

Без современного искусства в каждую эпоху не появится великого наследия для эпохи будущей.

Однако современное искусство – это всё искусство современников. Новые формы чаще всего оказываются оправданными тогда, когда мастер умеет талантливо творить в старых – но имеет нечто, для чего старых оказывается недостаточно. И часто новыми формами объявляют свои произведения те, которые просто не умеет пользоваться старыми.

Есть современные образцы искусства, которые понимают (или, как минимум, воспринимают) большинство людей. Есть современные образцы, которые признаются лишь немногими – называющими себя представителями творческой элиты.

Время покажет, какие именно виды и жанры современности окажутся полем реализации большего числа гениев.

Но чтобы они появлялись – нужно поддерживать современное искусство. Все его виды и жанры, без провозглашения монополии тех или иных групп на исключительное представление современности. С учетом, конечно, того, что реалистические и классические направления уже продемонстрировали свои достоинства и достижения. Альтернативным же это еще предстоит сделать.

Искусство – это не процесс самоутверждения в изысках необычного. Искусство – это создание образов, значимых для больших групп людей. И оно становится искусством там и тогда, где и когда созданные им образцы начинают восприниматься обществом.

4.4. Возрождение эффективной науки в сфере культуры и искусства

Для осуществления политики в сфере культуры государство должно возродить разрушенную в 90-е годы науку в этой сфере. Необходимо знать и понимать законы функционирования культуры в современных условиях, изучать, как действует сфера культуры, каковы закономерности развития самой культуры, что принимают и что не принимают люди в искусстве, изучать и знать историю искусства и культурной жизни общества. Хотя бы для того, чтобы содействовать позитивным тенденциям – и быть готовыми к негативным.

На сегодня в области культуры и образования стоит целый ряд вопросов, для решения которых государству нужна помощь ученых. Вопросов от академических до организационно-прикладных.

Среди академических:

  • каковы закономерности развития культуры и интеллектуальной сферы общества так называемой эпохи Пост­модерна и как преодолеть имеющие в ней место тенденции определенной ценностной деградации;
  • неизбежна ли ситуация, когда расширение доступа миллионных масс к достижениям культуры ведет к снижению общего уровня культуры или возможны иные варианты развития;
  • сохраняются ли в обществе потребления классические представления об эстетических категориях;
  • возможно ли – и если возможно, то как – преодолеть свойственные современной массовой культуре определенные упрощение и примитивизацию культурных норм.

Эти вопросы могут показаться абстрактными – но это вопросы сохранения историко-культурной идентичности.

Есть своего рода организационно-прикладные вопросы.

Есть и еще более актуальные вопросы. Например, каковы механизмы сохранения историко-культурной идентификации и высоких образцов культуры в условиях информационной агрессии современной массовой культуры общества потребления, как сохранить в качестве культурного образца общества образ человека-созидателя, а не гения потребления.

Для решения этих вопросов необходимо:

  • обеспечить престижность и высокооплачиваемый характер работы в научных учреждениях этой сферы;
  • изменить статус государственных исследовательских центров: с учреждений, где научные сотрудники за ничтожную оплату имитируют изучение вопросов частного характера, на интеллектуальные фабрики и лаборатории, в рамках государственного заказа решающие стратегические вопросы развития страны;
  • изменить отношение к науке в сфере культуры и искусства. Исследования в области культуры сегодня приобретают то же значение, какое исследования атомного ядра имели пятьдесят лет назад. И те, которые решают эти проблемы, должны решать их, имея тот же статус и обладая теми же ответственностью и профессионализмом.

 

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS