Вторник, 16 Января, 2018
   

Альманах №10 июнь 2014

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Культура как вместилище общественного диалога
Виктор Немчинов

Год культуры в России: нужно ли это экономическому развитию?

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 38

Несмотря на широко объявленный проходящий сейчас Год культуры, о ней всё еще привыкли думать как о чем-то преходящем. Культура – как, впрочем, и наука, образование, здравоохранение да и агрикультура – отнесена к далеко не приоритетной сфере. Наверное, эта привычка видеть в духовном воспроизводстве, в культуре и ее учреждениях лишь маленькое внешнее украшение и лишнее бремя на бюджетном пироге тянется еще из нашего командно-мобилизационного прошлого, когда по кондовому формационному шаблону всё должно было ориентироваться и подчиняться приращению материального производства ради мощного силового потенциала. Но не в коня корм. Догоняющее, не говоря уже об опережающем, развитие без культуры не вытанцовывается. Приватизация доминирующего вектора развития и вполне успешный переход к обществу развитого консюмеризма никак не сказались на набившем оскомину старом остаточном принципе финансирования культурного строительства. Между тем даже на глобальных инвестиционных рынках качество собственно человеческого капитала, его стабильность, надежность и, стало быть, уровень доверия к культурности управляющей надстройки много важнее горячей денежной доходности страны. Нынче на дворе давно уже иное тысячелетие, где опережающие и фьючерсные векторы мирового развития определяются прежде всего неосязаемым капиталом, востребованностью диалога талантов, мягкой силой и потенциалом духовного лидерства. Так что же для нас культура?
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Как нам обустроить культуру
Александр Севастьянов

Записки воображаемого министра культуры России

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 52

На днях я имел удовольствие прочитать «Основы государственной культурной политики», представленные в администрацию президента от лица заместителя министра культуры Владимира Аристархова. Поскольку ранее Аристархов никогда ничем подобным не занимался, я предположил, что документ есть выражение консолидированной позиции всего ведомства и его министра – Владимира Мединского – в первую очередь.

Документ поразил меня практически полным совпадением с моей собственной позицией – как в расстановке приоритетов, так и концептуально в целом. Кажется, впервые в жизни я оказался до такой степени солидарен с правительственной точкой зрения – обычно дистанцируясь от нее и находясь скорее в оппозиции. Скажу честно: я окрылен. Нетрудно сообразить, какая ожесточенная борьба тут же развернулась вокруг данного документа как в СМИ, так и в кулуарах власти. Ведь впервые после 1991 года он обозначает на редкость ясные и твердо указанные политические ориентиры. Неслучайно первый же критический вопль (исторгшийся из недр Института философии РАН – философов к разработке документа пригласить забыли, и они свирепо напомнили об этом) – это обвинение проекта в «неконституционности». Поскольку-де он «содержит претензию на общеобязательную идеологию».

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(3 голоса, среднее 4.00 из 5)

Культура и сорняки
Олег Фомин-Шахов

О государственной культурполитике

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 68

Такое, казалось бы, понятное и всем хорошо известное с детства слово, как «культура», в наше время прикладывается к самым различным предметам, меняя свой объем и содержание окказионально, то есть от случая к случаю. Мы говорим то о культуре быта, то о культуре как частичном синониме цивилизации, то отождествляем культуру – вплоть до полной неразличимости – с искусством, вообще творчеством. Археологические культуры, посевные культуры, культура общения, физическая культура, контркультура… Ряд можно продолжить до бесконечности.

Меж тем в Российской Федерации в числе прочих «министерств и ведомств» существует Министерство культуры, и чем оно занимается, всем образованным гражданам нашей страны тоже примерно понятно. Уж явно не посевными культурами и не физкультурой. Целое министерство занимается вопросами культуры!

В последние десятилетия, однако, и в массовом сознании, и в среде тех, которые этой самой культурой занимаются, доминировало зауженное понимание культуры, с одной стороны, как заповедника «музеев–театров–библиотек», а с другой стороны, как «арт-пространств», где разворачивается пресловутое contemporary art, или, по-русски говоря, «актуальное современное искусство». Роль Министерства культуры при этом в основном сводилась – в той или иной форме – к курированию и «кормлению» чиновников от культуры и собственно творцов. Никакой программы, базирующейся на культурных кодах нашей уникальной культуры-цивилизации, до последнего времени не продвигалось и не проводилось. Вообще усилия, которые предпринимались в этом направлении, были явно недостаточны. О пятой колонне мы еще скажем. Но главная беда не в том, что у нас есть пятая колонна, а в том, что первая, вторая, третья и четвертая колонны у нас не то чтобы отсутствуют, но маршируют явно не в ногу и, что самое обидное, порою в разных направлениях. Так что же, нам действительно «культурки не хватает»?
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(3 голоса, среднее 3.67 из 5)

Культурная политика возвышения страны: генератор событий поверх происходящего
Юрий Громыко

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 82

Происходящее на Украине в ходе майской карательной операции 2014 года, организованной незаконными властями Киева, обнаруживает феномен трагедии огромного масштаба. Вернее, продолжает высвечивать катастрофу Русского мира, которая началась в 1917 году. Когда-то мой учитель Евгений Шифферс утверждал, что убийство царской семьи в подвале ипатьевского дома в июле 1918 года было взрывом атомной бомбы в самом центре русской православной государственности – ядерный гриб этого события взорвал культовые святыни, веру и русский язык. Этому взрыву предшествовало своенравие архиереев, вырвавших из антиминсов поминание августейшей семьи и перешедших к молитвам за узурпаторов – членов Временного правительства, подтолкнувших Николая II под угрозой убийства наследника к отречению. Определенной зоной торможения этой катастрофы стала Великая Победа, основанная на многомиллионном жертвоприношении русского народа – жертвоприношении самом многочисленном, превышающем десятки миллионов человек. Следующим витком катастрофы стало разрушение государственности Горбачевым и Ельциным, возжелавшими наперегонки вписать страну в «просвещенный Запад» и тем самым уничтожить русские цивилизационные ценности и предать идеалы Победы. И сейчас новая катастрофа – катастрофа цивилизационной идентичности: говорящие на русском языке люди уничтожают (сжигают заживо!) тех, которые связывают себя с российской государственностью.
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 

Страница 2 из 5

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №18, декабрь 2017

Сергей Белкин.
Революция 1917 года как цивилизационный выбор России

стр. 5

Октябрьская революция 1917 года была обусловлена историко-культурной спецификой России, особенностями развития и бытования в истории в качестве геополитического субъекта.



Вардан Багдасарян.
Похороны социализма были преждевременными

стр. 8

Социалистический эксперимент в истории: теория и замысел.



Дмитрий Андреев.
Респонсибилизация элиты

стр. 22

Изъяны и недостатки российской элиты при эффективном многоуровневом управлении этим сообществом могут оказаться полезными и даже незаменимыми для стимулирования новой мотивации элиты, ориентированной на национальные интересы.



Максим Михалёв.
Бремя ответственности, или Попытка ресакрализации элит

стр. 32

Как сделать элиты ответственными, осознающими свой исключительный статус и обращающими все имеющиеся у них возможности на служение своей стране.



Владимир Немыченков.
Культура и большие смыслы

стр. 42

Любая культура основывается на больших смыслах, то есть на тех фундаментальных ценностях, которые и предопределяют особенности социального, политического, идеологического, религиозного и иных аспектов национального бытия.



Урбанистические натюрморты Аристарха Лентулова
стр. 60

В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина прошла выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения мастера русского авангарда

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1526 гостей онлайн