? ? ?
Конец второго и начало третьего тысячелетия – это тот переломный момент в истории человеческого развития, когда, используя все накопленные средства и методы научного постижения, все существующие базы данных и базы знаний, каждому человеку, семье, обществу, каждой нации, стране и всему человеческому роду полагается подводить и, по возможности, полнее осознавать итоги того, что прожил за весь предшествующий период собственной жизнедеятельности и жизни, фиксировать исторические минимумы и максимумы, измерять разрывы, тренды и циклы и обозначать вехи в этом развитии, определять главные векторы и, насколько для человека только доступно, отчетливо осознавать и ответственно намечать его предсказуемые перспективы, трезво, ясно и достойно оценивая достигнутое, отделяя в нем желаемое от возможного, правду от лжи, подлинные успехи от досадных промахов и еще более досадных упущенных выгод и несостоявшихся судеб, истинное от славы, мифов, идеологий и вымыслов.
Без такого видения прошлого, без такой его аналитической оценки человечество, как и каждый отдельно взятый человек, игнорируя преемственную родословность, теряя связь времен и тем самым сужая до преступного уровня собственный кругозор, лишены возможности просвещенно, зрело и уверенно двигаться в будущее, принимать, узнавать и защищать его как органичное и целостное историческое пространство, Богом данную ему единую и неделимую территорию. А без такого видения и понимания будущего нет адекватного отношения к прошлому, нет уважения к пращурам и их подлинным ценностям, нет морали и вдохновения жить и творить, а следовательно, нет и самого будущего.
И тем не менее человечество до сих пор не располагает какими-либо весомыми, полными и достоверными оценками прошлого и, следовательно, далеко не всегда и еще более далеко не везде рассматривает его как главную доминанту будущего, его предтечу и судьбу, его своеобразное старшинство и культ, предпочитая всецело интересоваться и заниматься сиюминутным.
В полном объеме (и, возможно, прежде всего) к такому пониманию будущего относятся зафиксированные человечеством творения и знаки прошлого, его материальная и духовная культура, уцелевшие ремесла, фабрики, заводы, дороги, здания и сооружения, сохранившиеся его архивы, памятники, публикации и т.д., которые, как его подлинные свидетели, не только в России, но практически и во всех других странах мира (в каждом конкретном случае по множеству разных причин) отнюдь не отличаются однородностью, полнотой, приемлемой репрезентативностью и высоким качеством представления.
Не этим ли отличаются и существующие научные оценки прошлого, их неоднородность, фрагментарность и, следовательно, ограниченность? В частности, скудные оценки итогов развития человеческого рода не только дохристианских времен, но и первого тысячелетия христианских времен, что ввиду их отдаленности, ограниченности людских сил и слабости человеческой памяти в каком-то смысле понятно и оправданно. Практически столь же скудны и ограниченны оценки нашего второго тысячелетия, включая оценки XX в., что во многом непонятно и недопустимо для современного человека, познавательные и прежде всего информационные возможности которого по сравнению с его предками совершенно иные.
? ? ?
В табл. 1 приводятся сводные оценки динамики численности населения, объемов ВВП и доходов на душу населения за 2000 лет в целом мире и по группам ведущих стран.
Как видно из приведенных данных, мировой экономический рост в нашем тысячелетии (1001–2000 гг.) проходил, бесспорно, быстрее, чем в предыдущем. Население мира в прошлом тысячелетии увеличилось более чем 20-кратно (точная цифра 23,6 раза), доход на душу населения 12-кратно (точная цифра 11,7 раза), а ВВП 280-кратно (точная цифра 276,1 раза). Сравнивая с предыдущим тысячелетием, когда население мира увеличилось менее чем на 10%, доход на душу населения упал, а мировой объем ВВП вырос всего на 8%, оценки наблюдаемых уровней и темпов развития в пользу второго тысячелетия получаем вполне убедительные.