Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Ав­тор под­чер­ки­ва­ет, что сфор­му­ли­ро­ван­ный им «за­кон рав­но­нап­рав­лен­но­го и рав­но­мер­но­го раз­ви­тия» не толь­ко не оз­на­ча­ет ав­то­ма­тич­нос­ти раз­ви­тия и прог­рес­са, но, нап­ро­тив, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ность уси­лий по «ре­гу­ли­ро­ва­нию и ко­ор­ди­на­ции в прост­ра­н­стве и вре­ме­ни его тем­пов и про­пор­ций на пос­то­ян­ной ос­но­ве». Ав­тор пи­шет: «В ус­ло­ви­ях бы­ло­го раз­но­нап­рав­лен­но­го и раз­нос­ко­ро­ст­но­го раз­ви­тия, ка­ким оно ха­рак­те­ри­зо­ва­лось во все наб­лю­да­е­мые вре­ме­на, и осо­бен­но в ХХ в., шан­сов на ов­ла­де­ние ос­мыс­лен­ным и ус­той­чи­вым про­пор­ци­о­наль­ным про­г­рес­сом че­ло­ве­че­ст­во не име­ло. Не име­ет оно их и се­год­ня. Це­на, ко­то­рую пла­тил (про­дол­жа­ет пла­тить и те­перь) че­ло­век за прог­ресс (и тех­ни­чес­кий и эко­но­ми­чес­кий, и со­ци­аль­ный и ин­тел­лек­ту­аль­ный), за осо­бо ред­ки­ми иск­лю­че­ни­я­ми (изоб­ре­те­ние ог­ня или об­ре­те­ние ве­ры), всег­да и вез­де пре­вы­ша­ла (пре­вы­ша­ет и те­перь) при­но­си­мую ко­неч­ную поль­зу. И по­э­то­му не слу­чай­но, а ско­рее за­ко­но­мер­но, что че­ло­ве­че­ст­во в та­ких ус­ло­ви­ях в сво­ем ис­то­ри­чес­ком раз­ви­тии не об­ре­та­ло, а ско­рее топ­та­лось на мес­те или да­же те­ря­ло, сплошь и ря­дом на­ты­ка­ясь не толь­ко на рост сто­и­мос­ти жиз­ни, но и, цик­ли­чес­ки пог­ру­жа­ясь в ее тур­бу­ле­нт­ность и би­фур­ка­ции, – на ин­тег­раль­ное ухуд­ше­ние ее ус­ло­вий, де­валь­ви­ро­ва­ние ее ис­ход­ных цен­нос­тей. Пер­воп­ри­чи­ной та­ко­го не­у­те­ши­тель­но­го об­ще­го ито­га яв­ля­ет­ся то, что прог­ресс че­ло­ве­чес­ко­го об­ще­ст­ва во все вре­ме­на и прак­ти­чес­ки у всех на­ро­дов ми­ра, всег­да и вез­де, без ка­ких-ли­бо иск­лю­че­ний, был и ос­та­ет­ся по сво­ей при­ро­де раз­но­нап­рав­лен­ным и раз­нос­ко­ро­ст­ным с вза­и­мо­пог­ло­ща­ю­щим двой­ствен­ным на­ча­лом и ну­ле­вым или близ­ким к не­му по­зи­тив­ным ос­тат­ком. И ны­не прог­ресс, воп­ре­ки его об­ще­му бла­го­род­но­му за­мыс­лу, все еще ори­ен­ти­ро­ван и ра­бо­та­ет по пре­и­му­ще­ст­ву сам на се­бя и лишь околь­но и по­пут­но на бла­го че­ло­ве­ка. И по­ка это им­ма­не­нт­ное про­ти­во­ре­чие прог­рес­са не бу­дет уст­ра­не­но ожи­дать че­ло­ве­ку ко­рен­ных пе­ре­мен к луч­ше­му не при­хо­дит­ся».

Карл Маркс:
«Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы».

От­ме­чая, что ука­зан­ная про­ти­во­ре­чи­вость прог­рес­са за­ме­че­на дав­но, ав­тор при­во­дит из­ве­ст­ное и яр­кое выс­ка­зы­ва­ние, рож­ден­ное в XIX в.: «Мы ви­дим, что ма­ши­ны, об­ла­да­ю­щие чу­дес­ной си­лой сок­ра­щать и де­лать пло­дот­вор­нее че­ло­ве­чес­кий труд, при­но­сят лю­дям го­лод и из­ну­ре­ние. Но­вые, до сих пор не­из­ве­ст­ные ис­точ­ни­ки бо­га­т­ства бла­го­да­ря ка­ким-то стран­ным, не­по­нят­ным ча­рам прев­ра­ща­ют­ся в ис­точ­ни­ки ни­ще­ты. По­бе­ды тех­ни­ки как бы куп­ле­ны це­ной мо­раль­ной дег­ра­да­ции. Ка­жет­ся, что, по ме­ре то­го как че­ло­ве­че­ст­во под­чи­ня­ет се­бе при­ро­ду, че­ло­век ста­но­вит­ся ра­бом дру­гих лю­дей ли­бо же ра­бом сво­ей собствен­ной под­лос­ти. Да­же чис­тый свет на­у­ки не мо­жет, по-ви­ди­мо­му, си­ять ина­че, как толь­ко на мрач­ном фо­не не­ве­же­ст­ва. Все на­ши отк­ры­тия и весь наш прог­ресс как бы при­во­дят к то­му, что ма­те­ри­аль­ные си­лы на­де­ля­ют­ся ин­тел­лек­ту­аль­ной жизнью, а че­ло­ве­чес­кая жизнь, ли­шен­ная сво­ей ин­тел­лек­ту­аль­ной сто­ро­ны, низ­во­дит­ся до сте­пе­ни прос­той ма­те­ри­аль­ной си­лы»11.


11 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.12, с.4

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS