Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Развитие, прогресс, ценностное ядро, глобализация и Родина

{div width:335|height:500|float:left}{module all-rus-saints}{/div}Мы кос­ну­лись по­ня­тия «Ро­ди­на» и ука­за­ли на его от­ли­чия от мес­та рож­де­ния, пре­бы­ва­ния и т.д. В свя­зи с осо­бой важ­ностью это­го по­ня­тия и его глу­бо­кой вза­и­мос­вязью с раз­ви­ти­ем и цен­но­ст­ным яд­ром вер­нем­ся к не­му еще раз.

Преж­де все­го, выс­ка­жем пред­по­ло­же­ние, что «Ро­ди­на» и, со­от­ве­т­ствен­но, «чувство Ро­ди­ны» при­су­ще не всем и не всег­да. Оно мо­жет воз­ни­кать и ис­че­зать в за­ви­си­мос­ти от мно­гих обс­то­я­тельств. Во всех слу­ча­ях, ког­да оно есть в ду­ше че­ло­ве­ка, оно, в слу­чае раз­лу­ки с Ро­ди­ной как со стра­ной, вы­зы­ва­ет нос­таль­гию. Ог­ром­ной си­лы тос­ка по Рос­сии – как Ро­ди­не в са­мом вы­со­ком ме­та­фи­зи­чес­ком смыс­ле – ох­ва­ти­ла рус­скую эмиг­ра­цию пос­ле­ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ри­о­да. Ра­зу­ме­ет­ся, и сре­ди эмиг­ран­тов бы­ли лю­ди, не ис­пы­ты­ва­ю­щие этой смер­тель­но из­ма­ты­ва­ю­щей бо­ли по ут­ра­чен­ной Ро­ди­не. В ка­че­ст­ве прос­тых об­ще­из­ве­ст­ных при­ме­ров мож­но на­пом­нить ки­не­ма­тог­ра­фи­чес­кие об­ра­зы пер­со­на­жей «Бе­га»: Кор­зу­хин, Чар­но­та, Го­луб­ков, Хлу­дов, Ти­хий... Все они рус­ские лю­ди, ут­ра­тив­шие Рос­сию, но не все они ут­ра­ти­ли Ро­ди­ну.

В пе­ри­од рас­па­да СССР, пос­ле рас­па­да и до се­год­няш­не­го дня за пре­де­ла­ми Рос­сии ос­та­ют­ся мил­ли­о­ны эт­ни­чес­ких рус­ских – граж­дан СССР. Что и как они пе­ре­жи­ва­ли в мо­мент кра­ха Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за? Для од­них это ста­ло ги­белью Ро­ди­ны, для дру­гих – нет. Для ко­го-то спа­се­ни­ем ка­зал­ся возв­рат в уце­лев­шую часть Рос­сии, и они уст­ре­ми­лись ту­да, тер­пя ли­ше­ния, не­ся по­те­ри, рис­куя со­бой, семь­ей, бла­го­по­лу­чи­ем: по­то­му что не мог­ли по­те­рять связь с Ро­ди­ной. Им ка­за­лось, они на­де­я­лись, что на­хож­де­ние в пре­де­лах ис­то­ри­чес­кой час­ти Рос­сии, в рус­ской куль­тур­но-язы­ко­вой сре­де поз­во­лит не ут­ра­тить связь – в том чис­ле и мис­ти­чес­кую – с Рос­си­ей. А для дру­гих эт­ни­чес­ких рус­ских от­кол от СССР в сос­та­ве ка­кой угод­но иной эт­но­куль­тур­ной, ре­ли­ги­оз­но и по­ли­ти­чес­ки враж­деб­ной сре­ды ка­зал­ся не толь­ко при­ем­ле­мым, но оп­рав­дан­ным и да­же же­лан­ным, пос­коль­ку су­лил бо­лее вы­со­кий ма­те­ри­аль­ный уро­вень и при­об­ще­ние к «За­па­ду»27.

Го­во­ря о Ро­ди­не, нель­зя не ска­зать об ощу­ще­нии ее не­ко­го, не всег­да яс­но и ра­ци­о­наль­но осоз­на­ва­е­мо­го, пред­наз­на­че­ния. Пред­наз­на­че­ние мо­жет быть сфор­му­ли­ро­ва­но как мис­сия, мо­жет быть за­яв­ле­но по­ли­ти­чес­кой эли­той как выс­шая цель – так, нап­ри­мер, де­ла­лось в СССР, про­во­зг­ла­шав­шем се­бя в ран­ний пе­ри­од сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния как ис­ток и дви­жу­щую си­лу ми­ро­вой ре­во­лю­ции, а пе­ри­од позд­не­го раз­ви­тия – как сред­ство и мес­то пост­ро­е­ния ком­му­низ­ма в од­ной от­дель­но взя­той стра­не. Мес­си­а­нс­кая роль про­во­зг­ла­ша­ет­ся и в США, чья по­ли­ти­чес­кая эли­та по­зи­ци­о­ни­ру­ет стра­ну как оп­лот де­мок­ра­тии и сво­бо­ды. Не всег­да про­во­зг­ла­шен­ные эли­той мес­си­а­нс­кие це­ли восп­ри­ни­ма­ют­ся боль­ши­н­ством на­се­ле­ния на эмо­ци­о­наль­ном уров­не, и не они фор­ми­ру­ют ме­та­фи­зи­чес­кую ос­но­ву чувства Ро­ди­ны. Ча­ще все­го это чувство ос­та­ет­ся имен­но чувством, не об­ре­тая ра­ци­о­наль­ных де­фи­ни­ций, ос­но­вы­ва­ясь на не­о­соз­нан­ном до­ве­рии к не­ким, пусть и не до кон­ца по­нят­ным, «выс­шим смыс­лам» и «пред­наз­на­че­ни­ям». «Пред­наз­на­че­ние» Ро­ди­ны мо­жет и, на наш взгляд, долж­но быть пред­ме­том ра­ци­о­наль­но­го пос­ти­же­ния. В этом сос­то­ит один из ком­по­нен­тов стра­те­ги­чес­ко­го це­ле­по­ла­га­ния. Ос­мыс­ле­ние долж­но ис­хо­дить из осоз­на­ния пред­наз­на­че­ния са­мо­го на­ро­да. На­до ана­ли­зи­ро­вать: в чем мо­жет сос­то­ять даль­ней­шее раз­ви­тие на­ро­да, к че­му у не­го есть при­род­ное и ис­то­ри­чес­кое пред­рас­по­ло­же­ние, не­об­хо­ди­мые ду­хов­ные и ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы, ка­ко­во его мес­то в ми­ре, что он мо­жет про­из­во­дить как в сфе­ре про­мыш­лен­но­го, так и в сфе­ре ду­хов­но­го про­из­во­д­ства? Обос­но­ван­ные от­ве­ты на эти воп­ро­сы подс­ка­жут и да­же оп­ре­де­лят адек­ват­ную фор­му го­су­да­р­ствен­но­го уст­рой­ства, а так­же нап­рав­ле­ния  и спо­со­бы эко­но­ми­чес­ко­го и куль­тур­но­го раз­ви­тия.


27 Отдельного анализа заслуживают проблемы этнически смешанных индивидуумов и семей, оказавшихся в состоянии раскола между одной этнокультурной средой и страной и другой.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS