PDF Печать
(6 голоса, среднее 5.00 из 5)
17.12.2011 00:00

Развитие, прогресс, ценностное ядро и глобализация


Чехословакия, 1968 г.

Любой период собственной истории,
воспринимаемый как позор или ошибка,
существенно ослабляет народ, переводит его
в другую «весовую категорию» – в категорию
народов с короткой и позорной историей.

Рос­сия «вверг­ну­та» в про­цесс гло­ба­ли­за­ции и это про­цесс столь же объ­ек­тив­ный, сколь и не­отв­ра­ти­мый. Его пос­ле­д­ствия в эко­но­ми­ке и по­ли­ти­ке изу­ча­ют­ся, и мно­гое уда­ет­ся осоз­нать и предс­ка­зать26. Транс­фор­ма­ция цен­нос­тей рос­сийс­ко­го об­ще­ст­ва в ре­зуль­та­те гло­ба­ли­за­ции изу­че­на в мень­шей сте­пе­ни, а пов­реж­де­ния «цен­но­ст­но­го яд­ра» не изу­че­ны вов­се. Хоть мы по­ка и не оп­ре­де­ли­ли в ви­де «ис­чер­пы­ва­ю­ще­го пе­реч­ня» – что есть «цен­но­ст­ное яд­ро», мы мо­жем дос­та­точ­но уве­рен­но пред­по­ла­гать, что у раз­ных на­ро­дов име­ют­ся раз­ные цен­но­ст­ные яд­ра. Это про­яв­ля­ет­ся в су­ще­ст­во­ва­нии раз­ных эт­но­сов и ци­ви­ли­за­ций, раз­ных го­су­дарств и форм об­ще­ст­вен­но­го уст­рой­ства. Не тре­бу­ет от­дель­ных ис­сле­до­ва­ний и дос­та­точ­но оче­вид­ное пред­по­ло­же­ние о том, что вза­и­мо­дей­ствия и вли­я­ния на­ро­дов и го­су­дарств друг на дру­га всег­да есть вза­и­мо­дей­ствия и вли­я­ния их «цен­но­ст­ных ядер». Пос­ле­д­ствия этих вза­и­мов­ли­я­ний в ис­то­рии из­ве­ст­ны: со­су­ще­ст­во­ва­ние без раз­ру­ше­ния друг дру­га; сим­би­оз и ас­си­ми­ля­ция – вза­им­ная или од­но­го в дру­гом; по­ра­бо­ще­ние и унич­то­же­ние од­но­го дру­гим; про­цесс борь­бы и т.д.

Рас­смат­ри­вая ис­то­рию транс­фор­ма­ций и де­фор­ма­ций рос­сийс­ко­го цен­но­ст­но­го яд­ра, мож­но – на пред­ва­ри­тель­ном и во мно­гом по­ка умоз­ри­тель­ном уров­не – пред­по­ло­жить, что яд­ро в ос­нов­ном це­ло и сох­ра­ни­ло свою иден­тич­ность. Ос­но­ва­ни­ем для это­го мо­жет слу­жить факт не­раз­рыв­ной це­ло­ст­нос­ти рус­ской (рос­сийс­кой) куль­ту­ры в ее ос­нов­ных ком­по­нен­тах: язык и соз­дан­ная на нем ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, изоб­ра­зи­тель­ное ис­ку­с­ство и ар­хи­тек­ту­ра, ре­ли­гии и светс­кий гу­ма­низм, ощу­ще­ние неп­ре­рыв­нос­ти ис­то­ри­чес­кой судь­бы, кор­пус зна­ний, за­фик­си­ро­ван­ных в пись­мен­ных ис­точ­ни­ках на об­щем для всех язы­ке, спо­соб­ность к вза­и­мо­по­ни­ма­нию и т.д. И – что са­мое глав­ное – у этой це­ло­ст­нос­ти есть «фи­зи­чес­кие но­си­те­ли», то есть дос­та­точ­но мно­го лю­дей, ощу­ща­ю­щих свою не­раз­рыв­ную, глу­бин­ную связь с наз­ван­ным.

Что в на­шем цен­но­ст­ном яд­ре зат­ра­ги­ва­ет про­цесс гло­ба­ли­за­ции, а так­же про­ис­хо­дя­щие или пла­ни­ру­е­мые со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния?

Один при­мер пос­ле­д­ствий гло­ба­ли­за­ции и эко­но­ми­чес­ких ре­форм мы при­ве­ли – «пи­ка­ле­вс­кий синд­ром». Это раз­мы­ва­ние су­ще­ст­вен­ной час­ти яд­ра, свя­зан­ной с фун­да­мен­таль­ным кол­лек­ти­виз­мом, спо­со­бом об­ще­жи­тия на­ро­да. Ес­ли на сме­ну од­но­му кол­лек­ти­виз­му не бу­дет пред­ло­жен дру­гой кол­лек­ти­визм – это на­не­сет су­ще­ст­вен­ный урон и ос­ла­бит цен­но­ст­ное яд­ро.

Есть и дру­гие уг­ро­зы цен­но­ст­но­му яд­ру. Нап­ри­мер, сни­же­ние об­ра­зо­ван­нос­ти и ста­ту­са об­ра­зо­ван­нос­ти; раз­ры­вы в це­ло­ст­нос­ти восп­ри­я­тия куль­ту­ры (ли­те­ра­ту­ры, му­зы­ки и т.д.), вы­тес­не­ние сво­ей куль­ту­ры – дру­гой. Это шаг к ас­си­ми­ля­ции.

Уг­ро­зой яв­ля­ет­ся и раз­рыв це­ло­ст­нос­ти по­зи­тив­но­го восп­ри­я­тия собствен­ной ис­то­рии. Лю­бой пе­ри­од собствен­ной ис­то­рии, восп­ри­ни­ма­е­мый как по­зор или ошиб­ка, су­ще­ст­вен­но ос­лаб­ля­ет на­род, пе­ре­во­дит его в дру­гую «ве­со­вую ка­те­го­рию» – в ка­те­го­рию на­ро­дов с ко­рот­кой и по­зор­ной ис­то­ри­ей. Для ис­то­рии на­ро­да ее неп­ре­рыв­ная про­тя­жен­ность, неп­ре­рыв­ная це­поч­ка по­бед и гор­дос­ти за них – это ее си­ла и мощь, фак­тор вли­я­ния, ис­точ­ник си­лы.

Уг­ро­зой яв­ля­ет­ся на­ру­ше­ние рав­но­ве­сия меж­ду ре­ли­ги­ей и светс­ким гу­ма­низ­мом. До воз­ник­но­ве­ния светс­ко­го гу­ма­низ­ма ре­ли­гия це­ли­ком обес­пе­чи­ва­ла функ­цию ду­хов­но­го ба­зи­са и сох­ра­не­ния нрав­ствен­но­го на­ча­ла в цен­но­ст­ном яд­ре на­ро­да. С по­яв­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем и ус­той­чи­вым вли­я­ни­ем светс­ко­го гу­ма­низ­ма, проч­но зак­реп­лен­но­го в куль­тур­ной тка­ни об­ще­ст­ва, он так­же явил­ся важ­ной опо­рой ду­хов­ной, нрав­ствен­ной жиз­ни. В нас­то­я­щий – пост­се­ку­ляр­ный – пе­ри­од об­ще­ст­ву не­об­хо­ди­мы и ре­ли­гия и светс­кий гу­ма­низм, пре­бы­ва­ю­щие в сос­то­я­нии нев­раж­деб­но­го вза­и­мо­дей­ствия, нап­рав­лен­но­го на раз­ви­тие.

Уг­ро­зой яв­ля­ет­ся ут­ра­та спо­соб­нос­ти к вза­и­мо­по­ни­ма­нию, к ди­а­ло­гу, рас­кол об­ще­ст­ва. Это, по-ви­ди­мо­му, на­и­бо­лее ост­рая проб­ле­ма рос­сийс­ко­го об­ще­ст­ва и на­и­бо­лее ре­аль­ная уг­ро­за его ги­бе­ли.

Гло­ба­ли­за­ция сос­то­ит из про­цес­сов, ко­то­рые мож­но ус­лов­но счи­тать объ­ек­тив­ны­ми, и про­цес­сов, ко­то­рые сле­ду­ет счи­тать субъ­ек­тив­ны­ми и ни­ка­ки­ми ины­ми. Ус­лов­но-объ­ек­тив­ные – это про­цес­сы вза­и­мо­дей­ствия и кон­ку­рен­ции го­су­дарств и их объ­е­ди­не­ний, ТНК и т.д. Субъ­ек­тив­ные – это конк­рет­ные действия и опе­ра­ции по ос­лаб­ле­нию или унич­то­же­нию кон­ку­рен­та в борь­бе, вплоть до раз­ных ви­дов войн: «хо­лод­ной», «го­ря­чей», «ин­фор­ма­ци­он­ной», «цвет­ных ре­во­лю­ций» и др. Часть по­доб­ных действий ока­зы­ва­ет воз­дей­ствие (пря­мое и кос­вен­ное, по­боч­ное и це­ле­нап­рав­лен­ное) на то са­мое цен­но­ст­ное яд­ро, раз­ру­ше­ние ко­то­ро­го при­во­дит к ис­чез­но­ве­нию на­ро­да как це­ло­го и соз­дан­ных им инс­ти­ту­тов: кор­по­ра­ций, го­су­дарств и го­су­да­р­ствен­ных со­ю­зов.

Так, нап­ри­мер, отк­ры­тость эко­но­ми­ки Рос­сии, вклю­че­ние ее в ми­ро­вую эко­но­ми­ку, вы­рав­ни­ва­ние цен на энер­го­но­си­те­ли – эти ша­ги и воз­ник­шие пос­ле­д­ствия при­ве­ли не толь­ко к «пи­ка­ле­вс­ко­му синд­ро­му», но и к дег­ра­да­ции про­мыш­лен­но­го про­из­во­д­ства во­об­ще и, как след­ствие, сни­же­нию не толь­ко уров­ня жиз­ни, но и уров­ня об­ра­зо­ван­нос­ти и со­от­ве­т­ству­ю­щих це­лей и воз­мож­нос­тей лич­но­го и об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Пос­ле­д­ствия про­цес­сов «пе­ре­ст­рой­ки», «де­мок­ра­ти­чес­ких ре­форм», «ре­форм Гай­да­ра», про­цес­сов при­ва­ти­за­ции и кри­ми­на­ли­за­ции сис­те­мы эко­но­ми­чес­ко­го и го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния зас­лу­жи­ва­ют от­дель­но­го ана­ли­за, пос­коль­ку они су­ще­ст­вен­но пов­ре­ди­ли цен­но­ст­ное яд­ро рос­сийс­ко­го об­ще­ст­ва, при­ве­дя его в сос­то­я­ние, близ­кое к пол­ной ги­бе­ли.


26 Федотова В. Г., Колпаков В. А., Федотова Н. Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2008, – 608 с. Иноземцев В.Л. Две концепции исторического развития: марксизм и постиндустриализм. // Философские исследования, 1997, № 3, cc. 30 – 73.



Обновлено 08.05.2020 10:50
 
Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 г. При полном или частичном использовании материалов ссылка
на «Развитие и экономика» обязательна.
Яндекс.Метрика
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ