Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Ценностное ядро

Ка­те­го­рия «цен­но­ст­ное яд­ро» как со­ци­о­ло­ги­чес­кий па­ра­метр на­хо­дит­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, но как по­ли­то­ло­ги­чес­кая ка­те­го­рия, как па­ра­метр и кри­те­рий прак­ти­чес­кой по­ли­ти­ки – по­ка не су­ще­ст­ву­ет. Мы его здесь упот­реб­ля­ем как по­ли­то­ло­ги­чес­кий кон­цепт, по­ни­ма­е­мый час­тич­но ин­ту­и­тив­но, час­тич­но опи­ра­ю­щий­ся на со­ци­о­ло­ги­чес­кие ка­те­го­рии и ме­то­ды.

Воз­мож­нос­ти со­ци­о­ло­гии поз­во­ля­ют с уве­рен­ностью ожи­дать, что это по­ня­тие мо­жет из ме­та­фо­ры стать из­ме­ря­е­мым, ра­бо­чим па­ра­мет­ром. Пу­тем оп­ро­сов про­во­дит­ся ана­лиз цен­но­ст­ных пред­поч­те­ний на­се­ле­ния. Цен­но­ст­ный мир ин­ди­ви­да ди­на­ми­чен и под­вер­жен пос­то­ян­но­му воз­дей­ствию. И да­ле­ко не каж­дым осоз­на­ет­ся то, что мож­но наз­вать ин­ди­ви­ду­аль­ным цен­но­ст­ным яд­ром в ран­ге «смыс­ла жиз­ни». Не всег­да осоз­на­ет­ся и да­же не всег­да су­ще­ст­ву­ет ус­той­чи­вое цен­но­ст­ное яд­ро со­ци­аль­ной груп­пы. За­да­ча вы­яв­ле­ния цен­но­ст­но­го яд­ра на­се­ле­ния Рос­сии, его всес­то­рон­ней ве­ри­фи­ка­ции еще не ре­ше­на. На­де­ем­ся, что эта те­ма ста­нет пред­ме­том пос­то­ян­ных ис­сле­до­ва­ний. Мож­но ожи­дать, что в цен­но­ст­ном смыс­ле Рос­сия – «мно­го­я­дер­ная дер­жа­ва». По­то­му что в об­ще­ст­ве име­ют­ся раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по свои цен­но­ст­ным ори­ен­та­ци­ям груп­пы на­се­ле­ния. И вы­я­вить их цен­но­ст­ные пред­поч­те­ния и ие­рар­хии, опи­ра­ясь толь­ко на бо­лее оче­вид­ные приз­на­ки – эт­ни­чес­кую при­над­леж­ность, по­ли­ти­чес­кую ори­ен­та­цию, ве­ро­ис­по­ве­да­ние или от­су­т­ствие та­ко­во­го – не­воз­мож­но. Гра­ни­цы цен­но­ст­ных и всех про­чих ори­ен­та­ций не сов­па­да­ют, хо­тя, не­сом­нен­но, мож­но го­во­рить об их кор­ре­ля­ции.

Этот комп­лекс проб­лем не­об­хо­ди­мо це­ле­нап­рав­лен­но ис­сле­до­вать, стре­мясь в про­цес­се изу­че­ния цен­но­ст­ных пред­поч­те­ний к вы­яв­ле­нию цен­но­ст­ных ядер24.

Раз­го­вор о цен­нос­тях в рос­сийс­ком об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­ком дис­кур­се но­сит в ос­нов­ном ха­рак­тер от­ри­ца­ния цен­нос­тей пред­ше­ст­ву­ю­ще­го пе­ри­о­да в ис­то­рии стра­ны, «став­ших чуж­ды­ми», и в мень­шей сте­пе­ни не­сет в се­бе по­зи­тив­ное пред­ло­же­ние. Кро­ме то­го, то пред­ло­же­ние «но­вых цен­нос­тей», ко­то­рое бы­ло – да и сей­час про­дол­жа­ет быть – ха­рак­тер­ным, не­сет в се­бе ори­ен­та­цию ли­бо к цен­нос­тям дру­гих стран и на­ро­дов, изб­ран­ных для под­ра­жа­ния, ли­бо к фраг­мен­там цен­но­ст­ных сис­тем, су­ще­ст­во­вав­ших в Рос­сии в преж­ние вре­ме­на. Проб­ле­мой этих под­хо­дов яв­ля­ет­ся ли­бо об­ра­ще­ние к «чу­жим» цен­нос­тям без ана­ли­за воз­мож­нос­ти их пе­ре­сад­ки на оте­че­ст­вен­ную поч­ву, ли­бо по­ли­ти­зи­ро­ван­ная фраг­мен­тар­ность преж­де быв­ших цен­но­ст­ных сис­тем. Про­дук­тив­ным мо­жет стать толь­ко то об­ра­ще­ние к цен­но­ст­но­му ба­зи­су, ко­то­рое опи­ра­ет­ся на ре­аль­ное зна­ние «мат­ри­цы цен­нос­тей» сов­ре­мен­но­го рос­сийс­ко­го об­ще­ст­ва, сот­кан­но­го из очень раз­но­род­но­го ма­те­ри­а­ла.


24 Исследования ценностных предпочтений многочисленны. Приведем лишь некоторые ссылки: Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е. Ценностные ориентации и удовлетворенность жизнью некоторых этносов Саратовского Поволжья. // Сб. «Проблемы социальной психологии личности», СГУ (Саратов) 2008 г.; Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. – М., 1997. – 257 с.; Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире // Сб.статей под ред. А.С. Железнякова и З.П. Яхимович. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 215 с.; Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социологические исследовании. – 2002. – № 1; Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. Минск, 2004; Эрроу К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М. ГУ ВШЭ, 2004, – с.204. Важный аспект перехода от материальных к постматериальным ценностям исследуется Р.Инглхартом: Меняющиеся ценности, экономическое развитие и политические перемены // Международный журнал социальных наук. 1996. № 12. С. 21. Он же. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Д. Харрисона и С. Хантингтона; Пер. с англ. М., 2002. С. 113.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS