Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Развитие и прогресс

Проб­ле­ма со­дер­жа­ния и кри­те­ри­ев «раз­ви­тия и прог­рес­са» ста­ра, раз­ра­ба­ты­ва­лась мно­ги­ми и про­дол­жа­ет ис­сле­до­вать­ся до сих пор, не об­ре­тя, од­на­ко, ка­кой-то еди­ной точ­ки зре­ния. Об­суж­де­ние этой те­мы – од­на из ос­нов­ных за­дач сов­ре­мен­но­го на­уч­но­го и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­ко­го дис­кур­са.

Ес­ли бег­ло взгля­нуть на па­но­ра­му фи­ло­со­фс­кой мыс­ли, уде­лив­шей это­му воп­ро­су вни­ма­ние, мы уви­дим, что кри­те­рий раз­ви­тия, час­то он же – кри­те­рий и цель «прог­рес­са», ви­дит­ся в «раз­ви­тии че­ло­ве­чес­ко­го ра­зу­ма», в «сте­пе­ни соз­на­ния сво­бо­ды», в «расп­ро­ст­ра­не­нии прос­ве­ще­ния и нрав­ствен­нос­ти», в «пе­ре­хо­де от од­ной об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­чес­кой фор­ма­ции к дру­гой и раз­ви­тии про­из­во­ди­тель­ных сил», в «про­цес­се мо­дер­ни­за­ции, т. е. пе­ре­хо­де от аг­рар­но­го об­ще­ст­ва к ин­ду­ст­ри­аль­но­му, а за­тем и к пос­тин­ду­ст­ри­аль­но­му», в «ус­лож­не­нии со­ци­аль­ной струк­ту­ры», в «ме­ре сво­бо­ды, ко­то­рую об­ще­ст­во в сос­то­я­нии пре­дос­та­вить лич­нос­ти для мак­си­маль­но­го раск­ры­тия ее по­тен­ци­аль­ных воз­мож­нос­тей» и т.д.

По­ня­тия «об­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие» и «об­ще­ст­вен­ный прог­ресс» не толь­ко час­то упот­реб­ля­ют как си­но­ни­мы, но и оп­ре­де­ля­ют од­но че­рез дру­гое: «прог­ресс» – это «раз­ви­тие», а «раз­ви­тие» – это «прог­ресс». Это глу­бо­ко оши­боч­но, что не яв­ля­ет­ся сек­ре­том для фи­ло­со­фс­ко­го на­уч­но­го зна­ния6, од­на­ко в об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­кой и эко­но­ми­чес­кой ли­те­ра­ту­ре это обс­то­я­тель­ство нап­рочь ус­коль­за­ет, при­во­дя по­рой к весь­ма не­га­тив­ным пос­ле­д­стви­ям. Об этих от­ли­чи­ях мы по­го­во­рим да­лее, од­на­ко так или ина­че оба эти по­ня­тия на­де­ля­ют ка­че­ст­ва­ми «со­вер­ше­н­ство­ва­нии форм че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, пот­реб­нос­тей, спо­соб­нос­тей их удов­лет­во­ре­ния, в раз­ви­тии на­у­ки, тех­ни­ки, тех­но­ло­гии, ме­ди­ци­ны и т.д.», под­чер­ки­вая объ­ек­тив­ный ха­рак­тер этой тен­ден­ции, счи­тая «вос­хо­дя­щее раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва» ес­те­ст­вен­ным.

Су­ще­ст­ву­ют и иные взгля­ды на суть раз­ви­тия и его кри­те­рии7. Не­ко­то­рые от­ри­ца­ют идею прог­рес­са как ли­ней­но­го вос­хо­дя­ще­го про­цес­са, счи­тая его цик­ли­чес­ким и ко­ле­ба­тель­ным. Дру­гие от­ри­ца­ют су­ще­ст­во­ва­ние об­ще­ст­вен­но­го прог­рес­са в прин­ци­пе, до­пус­кая прог­ресс и раз­ви­тие толь­ко в пре­де­лах от­дель­ной лич­нос­ти, но не об­ще­ст­ва. Мно­гие под­чер­ки­ва­ют не­од­но­род­ность и не­од­но­тип­ность раз­ви­тия раз­лич­ных ци­ви­ли­за­ций, дру­гие, нап­ро­тив, счи­та­ют один един­ствен­ный тип, фор­му и це­ли раз­ви­тия «пра­виль­ным и пе­ре­до­вым», от­но­ся про­чие ци­ви­ли­за­ции и на­ро­ды к «отс­та­ю­щим» или «заст­ряв­шим» в сво­ем раз­ви­тии: не­ко­то­рые прос­то­душ­но или зло­на­ме­рен­но счи­та­ют, что «прог­ресс» – это путь приб­ли­же­ния к аме­ри­ка­нс­кой мо­де­ли раз­ви­тия...

Как ви­дим, при та­ком изо­би­лии под­хо­дов и то­чек зре­ния на раз­ви­тие и прог­ресс лег­ко по­лу­чить удо­воль­ствие от зна­ко­м­ства с мно­го­об­ра­зи­ем взгля­дов, лег­ко по­доб­рать неч­то, близ­кое собствен­но­му сос­то­я­нию в лю­бой мо­мент вре­ме­ни, но весь­ма зат­руд­ни­тель­но вы­ра­ба­ты­вать по­ли­ти­ку и стра­те­гию для об­ще­ст­ва в це­лом, ле­ги­тим­ную хо­тя бы в гла­зах боль­ши­н­ства, не го­во­ря уж о дос­ти­же­нии об­ще­ст­вен­но­го сог­ла­сия.

6 Алферов А.А. Идея общественного прогресса: Содержание и становление. В сб. Философия в пространстве культуры. Серия «Восток – Запад – Россия». Ростов н /Д, 1999.
7 Например, стройная концепция П.Г. Кузнецова, согласно которой, критерий развития это «максимальные и не убывающие тем­пы роста полезной мощности». Подробнее о взглядах Побиска Кузнецова и его последователей, ссылки на их труды см. в заключительном разделе настоящей статьи.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS