Вячеслав Лупачев: «Музыка – зеркало современного мира»
Вячеслав Иванович Лупачев – руководитель подразделения Государственного академического Мариинского театра по развитию и реализации инновационных программ.
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 77
Сергей Белкин: Вячеслав Иванович, я хотел бы в нашем с вами общении коснуться как общетеоретических, философских сторон проблем развития, так и практической стороны дела, тем более, что для вас развитие – развитие театра – является просто-напросто прямой служебной обязанностью. Если позволите, я бы предложил двигаться «от теории к практике». Мой первый вопрос относится к сфере фундаментального знания и очень близок к знакомому со студенческой скамьи «основному вопросу философии». Сформулируем его более приземленно, стараясь нащупать верный тон нашего альманаха: «Что – как тема и направление дискуссии – важнее: «культура и развитие» или «экономика и развитие?».
Вячеслав Лупачев: Безусловно, культура является приоритетом, ибо деятельность в сфере «экономического развития» предполагает принятие множества ответственных решений, обоснованность, необходимость и качество которых непосредственно зависят от общего уровня культуры принимающих их субъектов.
С. Б.: Я согласен с вами, но хотел бы кое-что уточнить. Тот аспект роли культуры в обществе, на который вы указали, несомненно, важен и зачастую является определяющим поведение и цели людей, в том числе и лиц, принимающих решение. Я бы назвал его инструментальным аспектом или фактором. Я задам риторический, как мне кажется, вопрос: исчерпывается ли роль и функция культуры этим? Или же культура сама по себе является, или же должна являться ценностью и целью всякого развития, а экономика – всего лишь и только инструмент, средство?
В. Л.: Экономика – это базис, производящий материальную составляющую культуры. В идеале все происходящее в сфере экономического развития должно способствовать гармоничному развитию и приращению духовных ценностей как второй составляющей культуры.
С. Б.: Давайте затронем близкую вам сферу – музыку. При этом я хотел бы коснуться социально-экономических проблем общества, в частности, проблемы потребительства. Механизм современной экономики, так называемого «свободного рынка» требует непрерывной замены одного товара или услуги на нечто новое, призванное его вытеснить. На это работает огромный институт моды, рекламы, искусственной стимуляции спроса и т.д. Это важнейший фактор и инструмент непрерывного разгона мировой экономики, ведущий, по-видимому, в пропасть. Та часть музыки, которая называется масс-культурой, «попсой» и т.п., живет именно по таким законам. Постоянная смена имен исполнителей, их одежд, пластики и манер создает у невзыскательной части публики ощущение некоего непрерывного движения вперед и формирует потребность потреблять «новое». Однако параллельно с этим существует другой мир и другая жизнь. Я имею в виду «классическую» или «академическую» музыку. Она, в отличие от «попсы», не меняется десятилетиями и даже столетиями. Sravni.ru Моцарт уже 250 лет не изменяется... Развиваемся ли мы, слушая «одного и того же Моцарта» на протяжении столетий?
В. Л.: Безусловно, развиваемся.
В. Гергиев и оркестр Мариинского театра в новом Концертном зале
С. Б.: Почему?
В. Л.: Специфика академической музыки (не только Моцарта) в том, что она способна воздействовать на восприятие многоаспектно, доставляя одновременно и чувственное (можно даже сказать, физиологическое) удовольствие, и вызывая эмоциональный, душевный отклик, и пробуждая, активизируя в гораздо большей степени, чем иные жанры, интеллектуальную сферу.
Каждая личность развивается, постигая музыку Моцарта. Суммарным итогом развития множества личностей становятся определенные изменения в определенных частях социума. (Кстати, восприятие музыки, как и любого искусства, в диахроническом разрезе меняется: впечатления современников и потомков могут чрезвычайно разниться).
С. Б.: Как быть с жанрами современной не академической музыки? Является в действительности ли «попса» социальным «дебилизатором»?
В. Л.: Если говорить об иных, не академических жанрах, то и здесь порой происходят такие «попадания». Так что огульно называть все это разнообразие «дебилизатором», вероятно, не стоит. Скорее, это зеркало, в котором отражается современный мир, движущийся во все более убыстряющемся темпе, во все более нервных и рваных ритмах. Кстати, неслучайно, коли уж мы говорим о различных направлениях популярной не академической музыки, появление наиболее сильных, выразительных авторов и исполнителей бывает связано с разного рода протестными движениями. Конечно, подлинные удачи достаточно редки, но подлинное искусство никогда не рождается просто, ведь академических музыкантов множество, а Моцарт только один.
С. Б.: Величайшие образцы мировой музыки очень часто создавались в неблагоприятных исторических условиях. В чем проблема, есть ли в этом закономерность?
В. Л.: Неблагоприятные исторические условия могут налагать отпечаток на творческий процесс, но от собственных любовных переживаний, к примеру, композитор зависит ничуть не меньше, а то и больше. И, конечно, поиск смысла жизни, духовные искания, которые каждому приходится пройти в зависимости от степени одаренности.
Судите сами: Бетховен жил в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн, а жизнь Чайковского пришлась на редкостную в русской истории эпоху спокойствия (относительного, конечно, как всегда в России). Да и Глинка с Даргомыжским как-то в стороне от катаклизмов остались. И Мусоргский с Бородиным…
С. Б.: Могут ли в современных российских реалиях осуществляться коммерчески успешные музыкальные проекты?
В. Л.: Да, конечно, могут, но при соблюдении некоторых условий: финансовые затраты на организацию должны полностью покрываться стоимостью билетов. Это возможно при организации камерных концертов достаточно популярных солистов и/или небольших коллективов. Ведь не придет в голову считать убыточным сольный концерт певицы Анны Нетребко и пианистки Елены Башкировой в Кремлевском дворце съездов.
А вот при постановке вагнеровского «Кольца» без спонсоров уже не обойтись…
Кстати, многие оперные певцы, выходя на эстраду с популярными песнями, могут обогнать по доходам ветеранов тяжелого рока, кропотливо годами записывающих в студии свои альбомы. Так что и здесь не все так однозначно…
С. Б.: Вот мы и подошли в нашей беседе к практике дня сегодняшнего. Расскажите, пожалуйста, как развивается великий Мариинский (Кировский) театр? Что уже сделано, каковы дальнейшие планы?
В. Л.: Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым за последние два десятилетия стал одним из лидеров мирового музыкально-театрального процесса, широко раздвинув рамки привычного репертуара. Колоссальная просветительская работа, которую коллектив ведет и в родном Петербурге, и по всей России, позволила сотням тысяч преданных поклонников и только начинающих знакомство с миром театра и музыки зрителей прикоснуться к подлинным шедеврам мирового музыкального наследия. И здесь лидерство Мариинского театра бесспорно. Грандиозные фестивали: «Звезды белых ночей», Пасхальный фестиваль, фестиваль балета «Мариинский» и др. – получили широчайшее признание в России и за рубежом.
Сегодня кроме исторического здания Мариинский театр располагает уникальным концертным залом, входящим, без преувеличения, в тройку лучших по акустике залов мира, где в 2009 году был установлен не менее уникальный по своим качествам орган.
Близится к завершению строительство второй сцены.
Еще в прошлом веке, в июне 1999 года, Мариинским театром была проведена первая в мире интернет-трансляция оперы «Пиковая дама».
В апреле 2010 состоялась первая в мире 3-D трансляция и запись балетного представления.
Мариинский театр имеет собственный звукозаписывающий лейбл. Диски, выпускаемые им, регулярно удостаиваются самых высоких оценок музыкальной критики.
И, наконец, Мариинский театр организовал собственный интернет-канал mariinsky.tv. В планах руководства театра его расширение в самом ближайшем будущем, как и создание собственного радио Мариинского театра.
С. Б.: То, что Вы рассказали – впечатляет. Мариинский театр несомненно развивается. А вот какой период сейчас переживает Россия?
В. Л.: Сложно ответить однозначно. Однако, несмотря на наличие различных, порой разнонаправленных тенденции, Россия идет вперед...
С. Б.: Спасибо вам, Вячеслав Иванович, за беседу. Надеюсь, мы с вами сможем продолжить разговор «на тему развития» в последующих номерах альманаха.
Беседовал Сергей Белкин