Суббота, 27 Мая, 2017
   
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Вячеслав Лупачев: «Музыка – зеркало современного мира»

Вячеслав Иванович Лупачев – руководитель подразделения Государственного академического Мариинского театра по развитию и реализации инновационных программ.

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 77

Сергей Белкин: Вя­чес­лав Ива­но­вич, я хо­тел бы в на­шем с ва­ми об­ще­нии кос­нуть­ся как об­ще­те­о­ре­ти­чес­ких, фи­ло­со­фс­ких сто­рон проб­ле­м раз­ви­тия, так и прак­ти­чес­кой сто­ро­ны де­ла, тем бо­лее, что для вас раз­ви­тие – раз­ви­тие те­ат­ра – яв­ля­ет­ся прос­то-нап­рос­то пря­мой слу­жеб­ной обя­зан­ностью. Ес­ли поз­во­ли­те, я бы пред­ло­жил дви­гать­ся «от те­о­рии к прак­ти­ке». Мой пер­вый воп­рос от­но­сит­ся к сфе­ре фун­да­мен­таль­но­го зна­ния и очень бли­зок к зна­ко­мо­му со сту­ден­чес­кой скамьи «ос­нов­но­му воп­ро­су фи­ло­со­фии». Сфор­му­ли­ру­ем его бо­лее при­зем­ле­нно,  ста­ра­ясь на­щу­пать вер­ный тон на­ше­го аль­ма­на­ха: «Что – как те­ма и нап­рав­ле­ние дис­кус­сии –  важ­нее: «куль­ту­ра и раз­ви­тие» или «эко­но­ми­ка и раз­ви­тие?».

Вячеслав  Лупачев: Бе­зус­лов­но, куль­ту­ра яв­ля­ет­ся при­о­ри­те­том, ибо де­я­тель­ность в сфе­ре «эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия» пред­по­ла­га­ет при­ня­тие мно­же­ст­ва от­ве­т­ствен­ных ре­ше­ний, обос­но­ван­ность, не­об­хо­ди­мость и ка­че­ст­во ко­то­рых  не­пос­ре­д­ствен­но за­ви­сят от об­ще­го уров­ня куль­ту­ры при­ни­ма­ю­щих их субъ­ек­тов.

С. Б.: Я сог­ла­сен с ва­ми, но хо­тел бы кое-что уточ­нить. Тот ас­пект ро­ли куль­ту­ры в об­ще­ст­ве, на ко­то­рый вы ука­за­ли, не­сом­нен­но, ва­жен и за­час­тую яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ля­ю­щим по­ве­де­ние и це­ли лю­дей, в том чис­ле и лиц, при­ни­ма­ю­щих ре­ше­ние. Я бы наз­вал его инстру­мен­таль­ным ас­пек­том или фак­то­ром. Я за­дам ри­то­ри­чес­кий, как мне ка­жет­ся, воп­рос: ис­чер­пы­ва­ет­ся ли роль и функ­ция куль­ту­ры этим? Или же куль­ту­ра са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся, или же долж­на яв­лять­ся цен­ностью и целью вся­ко­го раз­ви­тия, а эко­но­ми­ка – все­го лишь и толь­ко инстру­мент, сред­ство?

В. Л.: Эко­но­ми­ка – это ба­зис, про­из­во­дя­щий ма­те­ри­аль­ную сос­тав­ля­ю­щую куль­ту­ры. В иде­а­ле все про­ис­хо­дя­щее в сфе­ре эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия долж­но спо­со­б­ство­вать гар­мо­нич­но­му раз­ви­тию и при­ра­ще­нию ду­хов­ных цен­нос­тей как вто­рой сос­тав­ля­ю­щей куль­ту­ры.

С. Б.: Да­вай­те зат­ро­нем близ­кую вам сфе­ру – му­зы­ку.  При этом я хо­тел бы  кос­нуть­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких проб­лем об­ще­ст­ва, в част­нос­ти, проб­ле­мы пот­ре­би­тель­ства. Ме­ха­низм сов­ре­мен­ной эко­но­ми­ки, так на­зы­ва­е­мо­го «сво­бод­но­го рын­ка» тре­бу­ет неп­ре­рыв­ной за­ме­ны од­но­го то­ва­ра или ус­лу­ги на неч­то но­вое, приз­ван­ное его вы­тес­нить. На это ра­бо­та­ет ог­ром­ный инс­ти­тут мо­ды, рек­ла­мы, ис­ку­с­ствен­ной сти­му­ля­ции спро­са и т.д. Это важ­ней­ший фак­тор и инстру­мент неп­ре­рыв­но­го раз­го­на ми­ро­вой эко­но­ми­ки, ве­ду­щий, по-ви­ди­мо­му, в про­пасть.  Та часть му­зы­ки, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся масс-куль­ту­рой, «поп­сой» и т.п., жи­вет имен­но по та­ким за­ко­нам. Пос­то­ян­ная сме­на имен ис­пол­ни­те­лей, их одежд, плас­ти­ки и ма­нер соз­да­ет у нев­зыс­ка­тель­ной час­ти пуб­ли­ки ощу­ще­ние не­ко­е­го неп­ре­рыв­но­го дви­же­ния впе­ре­д и фор­ми­ру­ет пот­реб­ность пот­реб­лять «но­вое». Од­на­ко па­рал­лель­но с этим су­ще­ст­ву­ет дру­гой мир и дру­гая жизнь. Я имею в ви­ду «клас­си­чес­кую» или «ака­де­ми­чес­кую» му­зы­ку. Она, в от­ли­чие от «поп­сы», не ме­ня­ет­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми и да­же сто­ле­ти­я­ми. Мо­царт уже 250 лет не из­ме­ня­ет­ся...  Раз­ви­ва­ем­ся ли мы, слу­шая «од­но­го и то­го же Мо­цар­та» на про­тя­же­нии сто­ле­тий?

В. Л.: Бе­зус­лов­но, раз­ви­ва­ем­ся.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 845 гостей онлайн