Печать

Три фасада ЦУМа
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 74

Александр Николаевич Белкин – профессор, заведующий кафедрой архитектуры Московского института коммунального хозяйства и строительства

Ар­хи­тек­ту­ра – осо­бый вид ис­ку­с­ства. Она раз­ви­ва­ет­ся в пря­мой за­ви­си­мос­ти от уров­ня ма­те­ри­аль­ных ус­ло­вий, эс­те­ти­чес­ких иде­а­лов и иде­о­ло­ги­чес­ких прин­ци­пов вре­ме­ни. Ар­хи­тек­ту­ра от­ра­жа­ет и за­пе­чат­ле­ва­ет на де­ся­ти­ле­тия, по­рой – на ве­ка – как взле­ты и дос­ти­же­ния за­каз­чи­ков и твор­цов сво­е­го вре­ме­ни, так и их ошиб­ки, заб­луж­де­ния, дур­нов­ку­сие. В этом смыс­ле ар­хи­тек­тур­ный об­лик сре­ды, из­ме­не­ния в ней про­ис­хо­дя­щие, мо­гут слу­жить  не толь­ко ил­лю­ст­ра­ци­ей, но и «из­ме­ри­тель­ным сред­ством», поз­во­ля­ю­щим ис­сле­до­вать ди­на­ми­ку об­ще­ст­вен­ных цен­нос­тей, спо­со­бов их сох­ра­не­ния и раз­ру­ше­ния.

Ис­то­рия зда­ний ЦУ­Ма – по­ка­за­тель­ный при­мер. Преж­де все­го, в том от­но­ше­нии, что во всех трех слу­ча­ях речь идет о рас­ши­ре­нии тор­го­вых пло­ща­дей, то есть, пе­ред за­каз­чи­ка­ми сто­я­ла «эко­но­ми­чес­кая» за­да­ча, ко­то­рую ар­хи­тек­то­ры во всех трех слу­ча­ях, ра­зу­ме­ет­ся, ре­ши­ли. Од­нов­ре­мен­но с ути­ли­тар­ной «эко­но­ми­чес­кой» целью воз­ни­ка­ли и эс­те­ти­чес­кие це­ли или как ми­ни­мум пос­ле­д­ствия.

В пер­вом слу­чае ар­хи­тек­тор Р. Клейн соз­дал эс­те­ти­чес­ки пол­но­цен­ный объ­ект, ук­ра­сив­ший го­род и од­нов­ре­мен­но уси­ли­ва­ю­щий эко­но­ми­чес­кую вы­го­ду для вла­дель­цев ма­га­зи­на: зда­ние прив­ле­ка­ет по­ку­па­те­лей, оно са­мо ста­ло, го­во­ря сов­ре­мен­ным язы­ком, брен­дом.

Во вто­ром слу­чае ре­ша­лась иная эс­те­ти­чес­кая за­да­ча: не нав­ре­дить го­ро­дс­кой сре­де и од­нов­ре­мен­но по­ка­зать спо­соб­ность про­дол­жить ту же ли­нию, ис­поль­зуя но­вый ар­хи­тек­тур­ный язык. Нес­мот­ря на оче­вид­ную ску­пость средств и ог­ра­ни­чен­ность воз­мож­нос­тей, ав­то­ры не пос­ту­пи­лись про­фес­си­о­наль­ным уров­нем.

В треть­ем слу­чае ав­то­ры ока­за­лись не с­по­соб­ны ре­шить ни од­ной из за­дач, кро­ме три­ви­аль­но­го уве­ли­че­ния тор­го­вых пло­ща­дей. В ре­зуль­та­те тот по­тен­ци­ал эс­те­ти­чес­ко­го раз­ви­тия го­ро­дс­кой сре­ды, ко­то­рый нес­ло в се­бе иск­лю­чи­тель­ное по сво­ей цен­нос­ти мес­то – сквер и фа­сад, вы­хо­дя­щий на Куз­нец­кий мост, – ока­зал­ся не толь­ко не ис­поль­зо­ван­ным, но ис­поль­зо­ван­ным во вред: вмес­то раз­ви­тия на­ли­цо рег­ресс.

Ар­хи­тек­тур­ный ана­лиз проб­ле­мы – в пред­ла­га­е­мой статье за­ве­ду­ю­ще­го ка­фед­рой ар­хи­тек­ту­ры Мос­ко­вс­кой го­су­да­р­ствен­ной ака­де­мии ком­му­наль­но­го хо­зяй­ства и стро­и­тель­ства проф. А.Н. Бел­ки­на.

Редакция




Николай II и его свита объезжают войска, выстроенные на площади перед Большим театром во время смотра 17 апреля 1900 г. Справа - универмаг «Мюр и Мерилиз» до пожара.

? ? ?

Ес­ли смот­реть на Цент­раль­ный уни­вер­маг со сто­ро­ны Боль­шо­го те­ат­ра, уви­дишь три раз­ных фа­са­да од­но­го зда­ния. Это ре­зуль­тат двух масш­таб­ных ре­ко­н­струк­ций – 1974 и 2008 го­дов – зна­ме­ни­то­го тор­го­во­го до­ма «Мюр и Ме­ри­лиз», пост­ро­ен­но­го  в 1908 го­ду. Та­ким об­ра­зом, фа­сад ЦУ­Ма по Пет­ров­ке от­ра­жа­ет раз­ви­тие ар­хи­тек­ту­ры Моск­вы в те­че­ние сто­ле­тия, при этом каж­дая из трех его час­тей яв­ля­ет­ся яр­кой ха­рак­те­рис­ти­кой сво­е­го вре­ме­ни.

Зда­ние ма­га­зи­на «Мюр и Ме­ри­лиз» бы­ло пост­ро­е­но по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Р.И. Клей­на в 1908 го­ду на мес­те сго­рев­ше­го тре­хэ­таж­но­го зда­ния, при­над­ле­жав­ше­го уже тог­да зна­ме­ни­то­му тор­го­во­му до­му. Но­вая пост­рой­ка на Те­ат­раль­ной пло­ща­ди выз­ва­ла про­ти­во­по­лож­ные ре­ак­ции, и это по­нят­но: с од­ной сто­ро­ны, но­ва­то­рс­кое зда­ние в сти­ле мо­дерн с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов го­ти­ки вы­со­той в 7 эта­жей и ак­тив­ным си­лу­э­том на­ру­ша­ло спо­кой­ный строй клас­си­цис­ти­чес­ко­го ан­са­мб­ля Те­ат­раль­ной пло­ща­ди; с дру­гой сто­ро­ны, прив­ле­ка­ла но­виз­на и вы­ра­зи­тель­ность сти­ля, не­сом­нен­ные функ­ци­о­наль­ные дос­то­и­н­ства, обес­пе­чен­ные, в том чис­ле, но­ва­то­рс­ким конструк­тив­ным ре­ше­ни­ем  ме­тал­ли­чес­ко­го кар­ка­са, вы­пол­нен­ным по про­ек­ту ин­же­не­ра В.Г. Шу­хо­ва.

Све­жий, за­по­ми­на­ю­щий­ся об­­лик кар­кас­но­го, с ог­ром­ны­ми ок­на­ми зда­ния, его уг­ло­вая баш­ня ста­ли луч­шей рек­ла­мой тор­го­во­му до­му. Ши­ри­на окон­ных про­е­мов убы­ва­ет сни­зу вверх, обо­га­щая этим рит­мом обыч­но без­раз­лич­ный ри­су­нок фа­са­да кар­кас­но­го зда­ния. Вдоль не­ши­ро­кой Пет­ров­ки бы­ла уст­ро­е­на про­ход­ная га­ле­рея со вхо­да­ми внутрь. Ок­на вто­ро­го эта­жа ох­ва­ты­ва­ли зда­ние сплош­ной стек­лян­ной лен­той. Ок­на треть­е­го раз­де­ля­ют со­от­ве­т­ству­ю­щие стой­кам кар­ка­са пи­ля­ст­ры, вы­ше уз­кие прос­тен­ки – им­пос­ты де­лят ок­на на три и, в верх­нем эта­же, че­ты­ре час­ти. Этот ритм обес­пе­чил эф­фе­кт­ную ком­по­зи­цию фа­са­дов, в ко­то­рой лег­кий низ пос­те­пен­но пе­ре­хо­дит в утя­же­лен­ный верх, зри­тель­но «от­ры­вая» зда­ние от зем­ли. В об­щем, к но­во­му зда­нию ма­га­зи­на при­вык­ли и по­лю­би­ли его. Его ар­хи­тек­ту­ра в пол­ной ме­ре от­ра­жа­ла вре­мя – и его ху­до­же­ст­вен­ные цен­нос­ти, и тех­ни­чес­кие дос­ти­же­ния, и функ­ци­о­наль­ные при­о­ри­те­ты.




Проект бокового фасада

В 1974 го­ду бы­ла про­ве­де­на масш­таб­ная ре­ко­н­струк­ция ЦУ­Ма по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ров С.И. Ни­ку­ли­на, Ю.В. Омель­чен­ко и А.А. Ка­за­ко­ва. Ис­то­ри­чес­кий об­лик ста­ро­го зда­ния был сох­ра­нен, а ин­терь­е­ры объ­е­ди­не­ны, фа­сад по Пет­ров­ке был про­дол­жен в фор­мах но­вых, ха­рак­тер­ных для на­ча­ла 70-х го­дов, вдоль Нег­лин­ки и Куз­нец­ко­го мос­та так­же воз­ник­ли но­вые фа­са­ды. Эта 6-этаж­ная прист­рой­ка при всей прос­то­те и скром­нос­ти, да­же ску­дос­ти ар­хи­тек­ту­ры то­го вре­ме­ни, об­ла­да­ла цель­ностью объ­ем­но­го и плас­ти­чес­ко­го ре­ше­ния. Вы­со­кий про­фес­си­о­на­лизм и та­лант ав­то­ров от­ра­зил­ся в глу­бо­ком по­ни­ма­нии ими ком­по­зи­ци­он­ной ос­но­вы ис­то­ри­чес­ко­го ре­ко­н­стру­и­ру­е­мо­го зда­ния. Плас­ти­ка трех но­вых фа­са­дов про­дол­жи­ла не толь­ко ос­нов­ные го­ри­зон­таль­ные чле­не­ния стен пост­рой­ки Р.И. Клей­на, но и ди­на­ми­ку рит­ма  окон­ных про­е­мов по вер­ти­ка­ли. Фа­сад со сто­ро­ны ули­цы Куз­нец­кий мост был увя­зан с ком­по­зи­ци­ей скве­ра, соз­дан­но­го по про­ек­ту (1945 го­да) ар­хи­тек­то­ра В.И. Дол­га­но­ва. Под­пор­ные стен­ки, с трех сто­рон от­де­ляв­шие тер­ри­то­рию скве­ра от тро­ту­а­ров, бы­ли об­ли­цо­ва­ны гра­нит­ны­ми пли­та­ми, за­го­тов­лен­ны­ми гит­ле­ров­ца­ми для воз­ве­де­ния мо­ну­мен­та в знак по­бе­ды над СССР.

{div width:330|float:left}{module muir-1}{/div}{module tsum}

К 2008 го­ду бы­ла за­вер­ше­на вто­рая ре­ко­н­струк­ция ЦУ­Ма по про­ек­ту кол­лек­ти­ва ав­то­ров 22-й мас­те­рс­кой Мосп­ро­ек­та-2, возг­лав­ля­е­мой А.Д. Ме­­­ер­­­со­­ном. Но­вая прист­рой­ка за­ня­ла весь сквер по ул.Куз­нец­кий мост и ши­ро­кое крыль­цо-тер­ра­су вдоль ул.Нег­лин­ки., был унич­то­жен так­же  про­ход-га­ле­рея вдоль Пет­ров­ки. На удив­ле­ние не­вы­ра­зи­тель­ные, мно­гос­тиль­но-эк­лек­ти­чес­кие, ни­как ком­по­зи­ци­он­но не свя­зан­ные с ре­ко­н­стру­и­ру­е­мым зда­ни­ем и ок­ру­же­ни­ем фа­са­ды отк­ро­вен­но бес­по­мощ­ны. Прист­рой­ка вы­со­той в 6 эта­жей раз­де­ле­на по­по­лам про­ме­жу­точ­ным кар­ни­зом. Плос­кие пи­ля­ст­ры на прос­тен­ках объ­е­ди­ня­ют 2-й и 3-й эта­жи, 4-й – 6-й эта­жи есть не вез­де, от се­ре­ди­ны прист­рой­ки они ус­ту­па­ми спус­ка­ют­ся к Куз­нец­ко­му мос­ту так, что фа­сад по этой ули­це – тре­хэ­таж­ный. Центр это­го фа­са­да про­ре­зан на всю вы­со­ту от крыль­ца до кар­ни­за боль­шим вит­ра­жом, к ко­то­ро­му  прист­ро­ен там­бур с силь­но выс­ту­па­ю­щим ко­зырь­ком. Раз­нос­тиль­ные де­та­ли и при­е­мы де­ко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния фа­са­дов удив­ля­ют сво­ей плас­ти­чес­кой сла­бостью. При этом окон­ные про­е­мы, роль ко­то­рых столь зна­чи­ма в ком­по­зи­ции Клей­на, по­ня­та и про­дол­же­на в ре­ко­н­струк­ции 1974 го­да, здесь без­раз­лич­но оди­на­ко­вы. Ре­ко­н­струк­ция 2008 го­да не прос­то пло­ха, она вы­хо­дит за рам­ки про­фес­си­о­на­лиз­ма, по­то­му что не не­сет в се­бе да­же ми­ни­маль­но не­об­хо­ди­мой куль­ту­ры.