Три фасада ЦУМа
Александр Белкин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 74
Александр Николаевич Белкин – профессор, заведующий кафедрой архитектуры Московского института коммунального хозяйства и строительства
Архитектура – особый вид искусства. Она развивается в прямой зависимости от уровня материальных условий, эстетических идеалов и идеологических принципов времени. Архитектура отражает и запечатлевает на десятилетия, порой – на века – как взлеты и достижения заказчиков и творцов своего времени, так и их ошибки, заблуждения, дурновкусие. В этом смысле архитектурный облик среды, изменения в ней происходящие, могут служить не только иллюстрацией, но и «измерительным средством», позволяющим исследовать динамику общественных ценностей, способов их сохранения и разрушения.
История зданий ЦУМа – показательный пример. Прежде всего, в том отношении, что во всех трех случаях речь идет о расширении торговых площадей, то есть, перед заказчиками стояла «экономическая» задача, которую архитекторы во всех трех случаях, разумеется, решили. Одновременно с утилитарной «экономической» целью возникали и эстетические цели или как минимум последствия.
В первом случае архитектор Р. Клейн создал эстетически полноценный объект, украсивший город и одновременно усиливающий экономическую выгоду для владельцев магазина: здание привлекает покупателей, оно само стало, говоря современным языком, брендом.
Во втором случае решалась иная эстетическая задача: не навредить городской среде и одновременно показать способность продолжить ту же линию, используя новый архитектурный язык. Несмотря на очевидную скупость средств и ограниченность возможностей, авторы не поступились профессиональным уровнем.
В третьем случае авторы оказались не способны решить ни одной из задач, кроме тривиального увеличения торговых площадей. В результате тот потенциал эстетического развития городской среды, который несло в себе исключительное по своей ценности место – сквер и фасад, выходящий на Кузнецкий мост, – оказался не только не использованным, но использованным во вред: вместо развития налицо регресс.
Редакция
Николай II и его свита объезжают войска, выстроенные на площади перед Большим театром во время смотра 17 апреля 1900 г. Справа - универмаг «Мюр и Мерилиз» до пожара.
? ? ?
Если смотреть на Центральный универмаг со стороны Большого театра, увидишь три разных фасада одного здания. Это результат двух масштабных реконструкций – 1974 и 2008 годов – знаменитого торгового дома «Мюр и Мерилиз», построенного в 1908 году. Таким образом, фасад ЦУМа по Петровке отражает развитие архитектуры Москвы в течение столетия, при этом каждая из трех его частей является яркой характеристикой своего времени.
Здание магазина «Мюр и Мерилиз» было построено по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1908 году на месте сгоревшего трехэтажного здания, принадлежавшего уже тогда знаменитому торговому дому. Новая постройка на Театральной площади вызвала противоположные реакции, и это понятно: с одной стороны, новаторское здание в стиле модерн с использованием элементов готики высотой в 7 этажей и активным силуэтом нарушало спокойный строй классицистического ансамбля Театральной площади; с другой стороны, привлекала новизна и выразительность стиля, несомненные функциональные достоинства, обеспеченные, в том числе, новаторским конструктивным решением металлического каркаса, выполненным по проекту инженера В.Г. Шухова.
Свежий, запоминающийся облик каркасного, с огромными окнами здания, его угловая башня стали лучшей рекламой торговому дому. Ширина оконных проемов убывает снизу вверх, обогащая этим ритмом обычно безразличный рисунок фасада каркасного здания. Вдоль неширокой Петровки была устроена проходная галерея со входами внутрь. Окна второго этажа охватывали здание сплошной стеклянной лентой. Окна третьего разделяют соответствующие стойкам каркаса пилястры, выше узкие простенки – импосты делят окна на три и, в верхнем этаже, четыре части. Этот ритм обеспечил эффектную композицию фасадов, в которой легкий низ постепенно переходит в утяжеленный верх, зрительно «отрывая» здание от земли. В общем, к новому зданию магазина привыкли и полюбили его. Его архитектура в полной мере отражала время – и его художественные ценности, и технические достижения, и функциональные приоритеты.
Проект бокового фасада
В 1974 году была проведена масштабная реконструкция ЦУМа по проекту архитекторов С.И. Никулина, Ю.В. Омельченко и А.А. Казакова. Исторический облик старого здания был сохранен, а интерьеры объединены, фасад по Петровке был продолжен в формах новых, характерных для начала 70-х годов, вдоль Неглинки и Кузнецкого моста также возникли новые фасады. Эта 6-этажная пристройка при всей простоте и скромности, даже скудости архитектуры того времени, обладала цельностью объемного и пластического решения. Высокий профессионализм и талант авторов отразился в глубоком понимании ими композиционной основы исторического реконструируемого здания. Пластика трех новых фасадов продолжила не только основные горизонтальные членения стен постройки Р.И. Клейна, но и динамику ритма оконных проемов по вертикали. Фасад со стороны улицы Кузнецкий мост был увязан с композицией сквера, созданного по проекту (1945 года) архитектора В.И. Долганова. Подпорные стенки, с трех сторон отделявшие территорию сквера от тротуаров, были облицованы гранитными плитами, заготовленными гитлеровцами для возведения монумента в знак победы над СССР.
{div width:330|float:left}{module muir-1}{/div}{module tsum}
К 2008 году была завершена вторая реконструкция ЦУМа по проекту коллектива авторов 22-й мастерской Моспроекта-2, возглавляемой А.Д. Меерсоном. Новая пристройка заняла весь сквер по ул.Кузнецкий мост и широкое крыльцо-террасу вдоль ул.Неглинки., был уничтожен также проход-галерея вдоль Петровки. На удивление невыразительные, многостильно-эклектические, никак композиционно не связанные с реконструируемым зданием и окружением фасады откровенно беспомощны. Пристройка высотой в 6 этажей разделена пополам промежуточным карнизом. Плоские пилястры на простенках объединяют 2-й и 3-й этажи, 4-й – 6-й этажи есть не везде, от середины пристройки они уступами спускаются к Кузнецкому мосту так, что фасад по этой улице – трехэтажный. Центр этого фасада прорезан на всю высоту от крыльца до карниза большим витражом, к которому пристроен тамбур с сильно выступающим козырьком. Разностильные детали и приемы декоративного оформления фасадов удивляют своей пластической слабостью. При этом оконные проемы, роль которых столь значима в композиции Клейна, понята и продолжена в реконструкции 1974 года, здесь безразлично одинаковы. Реконструкция 2008 года не просто плоха, она выходит за рамки профессионализма, потому что не несет в себе даже минимально необходимой культуры.