(4 голоса, среднее 4.00 из 5)


Дэниел Хантингтон. Философия и христианское искусство

Обращение учредителей
Михаил Байдаков, Сергей Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 3

Михаил Юрьевич Байдаков – председатель правления «Миллениум Банка»
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика», член Союза писателей России, кандидат физико-математических наук

Развитие, таким образом, есть не бесхитростное и безмятежное проистечение, каким оно бывает в органической жизни, а жесткая, яростная работа духа… Оно не сводится к чисто формальным моментам развития вообще, а является достижением определенной содержательной цели.

Гегель. Лекции о всемирной истории

Перед вами пер­вый но­мер аль­ма­на­ха «Раз­ви­тие и эко­но­ми­ка». Мо­жет воз­ник­нуть впол­не ес­те­ст­вен­ный воп­рос: «А нуж­но ли еще од­но из­да­ние? По­ток ин­фор­ма­ции и без то­го ог­ро­мен. Да­же хо­ро­шо из­ве­ст­ные жур­на­лы не ус­пе­ва­ешь про­лис­тать, а уж по ин­тер­нет?ре­сур­сам «про эко­но­ми­ку» да­же вскользь про­бе­жать­ся не­воз­мож­но... На что рас­счи­ты­ва­ют уч­ре­ди­те­ли аль­ма­на­ха?».

Эти воп­ро­сы мы се­бе то­же за­да­ва­ли. Пос­коль­ку оба уч­ре­ди­те­ля за­ни­ма­лись и про­дол­жа­ют за­ни­мать­ся и биз­не­сом, и об­ще­ст­вен­но?по­ли­ти­чес­кой де­я­тель­ностью, и пуб­ли­цис­ти­кой, – мы хо­ро­шо осоз­на­ем проб­ле­мы, свя­зан­ные с прод­ви­же­ни­ем но­во­го из­да­ния, с его судь­бой в на­сы­щен­ном ин­фор­ма­ци­он­ном по­ле. Тем не ме­нее, мы ви­дим серь­ез­ные ос­но­ва­ния для фор­ми­ро­ва­ния из­да­ния, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на те­му «раз­ви­тия».

У нас за пле­ча­ми мно­го­лет­ний опыт ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­ния меж­ду­на­род­ных круг­лых сто­лов, кон­фе­рен­ций и фо­ру­мов, на ко­то­рых об­суж­да­лись раз­лич­ные ас­пек­ты об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия. В них при­ни­ма­ли учас­тие ве­ду­щие уче­ные и экс­пер­ты, биз­нес­ме­ны и по­ли­ти­ки раз­ных стран. Ре­зуль­та­ты дис­кус­сий пуб­ли­ко­ва­лись сбор­ни­ках док­ла­дов, в стать­ях и ин­тервью. Но, нес­мот­ря на это, нас не по­ки­да­ет не­у­дов­лет­во­рен­ность: же­ла­е­мый об­ще­ст­вен­ный ре­зо­нанс воз­ни­ка­ет не всег­да. Мно­гие выс­ка­зан­ные суж­де­ния и ре­ко­мен­да­ции, в том чис­ле от­ра­жен­ные в на­уч­ных пуб­ли­ка­ци­ях, ос­та­ют­ся внут­ри уз­ко­го кру­га, в то вре­мя как в них нуж­да­ет­ся об­ще­ст­во и его по­ли­ти­чес­кая эли­та. Кро­ме то­го, про­дол­же­ние дис­кус­сии тре­бу­ет воз­мож­нос­ти всту­пать в нее опе­ра­тив­но, а не от кон­фе­рен­ции к кон­фе­рен­ции. На­ко­нец, ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость кон­со­ли­да­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных уси­лий в од­ном нап­рав­ле­нии.

Это нап­рав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся «раз­ви­тие». Те­ма «раз­ви­тия» – ед­ва ли не са­мое глав­ное, что сле­ду­ет се­год­ня об­суж­дать и над чем раз­ду­мы­вать. Воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние ут­ра­ты по­ни­ма­ния: что та­кое раз­ви­тие и как его от­ли­чить от «не­раз­ви­тия». Ка­за­лось бы: ник­то не при­зы­ва­ет к рег­рес­су, к дег­ра­да­ции, од­на­ко имен­но это мы наб­лю­да­ем в ре­аль­ной жиз­ни. По­че­му так про­ис­хо­дит? По­че­му сме­ня­ю­щие друг дру­га под­хо­ды и мо­де­ли, ори­ен­ти­ро­ван­ные вро­де бы на раз­ви­тие («пе­ре­ст­рой­ка», «ус­ко­ре­ние», «де­мок­ра­ти­за­ция», «ли­бе­ра­ли­за­ция, «мо­дер­ни­за­ция» и т.д.) не при­во­дят ни к ви­ди­мо­му прог­рес­су в эко­но­ми­ке, ни к рос­ту куль­ту­ры, ни к со­вер­ше­н­ство­ва­нию го­су­да­р­ствен­но­го уст­рой­ства? Не в том ли де­ло, что и по­ня­тие «раз­ви­тия» трак­ту­ет­ся раз­ны­ми по­ли­ти­чес­ки­ми си­ла­ми по?раз­но­му, а пу­ти, по ко­то­рым пы­та­ет­ся дви­гать­ся стра­на, не ве­дут к за­яв­лен­ным це­лям? Как рас­поз­нать «под­лин­ное раз­ви­тие»? Кто и где дал нам се­год­ня об­раз раз­ви­тия, опи­ра­ю­щий­ся на конк­ре­ти­ку се­год­няш­них проб­лем и воз­мож­нос­тей Рос­сии?

Сквоз­ная те­ма аль­ма­на­ха – раз­ви­тие: об­ще­ст­ва, стра­ны, на­ро­да, че­ло­ве­ка, куль­ту­ры, эко­но­ми­ки и т.д. В наз­ва­нии на­ше­го из­да­ния два по­ня­тия – «раз­ви­тие» и «эко­но­ми­ка», что яв­ля­ет­ся од­нов­ре­мен­но и их со­е­ди­не­ни­ем, и про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем. Да­вая жизнь но­во­му из­да­нию, мы хо­тим пре­дос­та­вить меж­дис­цип­ли­нар­ную пло­щад­ку для всес­то­рон­не­го об­суж­де­ния и ана­ли­за проб­лем об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия, стать «точ­кой сбор­ки» для это­го нап­рав­ле­ния дис­кус­сии.

В об­ще­ст­вен­но?по­ли­ти­чес­кой прак­ти­ке раз­ви­тие об­ще­ст­ва час­то отож­де­с­твля­ет­ся с эко­но­ми­чес­ки­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, в то вре­мя как раз­ви­тие об­ще­ст­ва не ис­чер­пы­ва­ет­ся и во мно­гом да­же не оп­ре­де­ля­ет­ся раз­ви­ти­ем эко­но­ми­ки. Стре­мясь к эко­но­ми­чес­ким ре­зуль­та­там, к внед­ре­нию тех или иных по­ли­ти­чес­ких, иде­о­ло­ги­чес­ких сис­тем, сле­ду­ет не упус­кать из ви­ду глав­ное: про­дол­жит­ся ли при этом раз­ви­тие в це­ло­ст­ном смыс­ле сло­ва, что при этом те­ря­ет­ся или при­об­ре­та­ет­ся в ду­хов­ной сфе­ре жиз­ни об­ще­ст­ва и ин­ди­ви­ду­ума. Ка­ко­ва ме­ра до­пус­ти­мых нрав­ствен­ных транс­фор­ма­ций и ус­ту­пок, на ко­то­рые об­ще­ст­во мо­жет и сог­лас­но пой­ти ра­ди дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­ных эко­но­ми­чес­ких па­ра­мет­ров? Ка­ко­ва ме­ра при­ем­ле­мых и неп­ри­ем­ле­мых из­ме­не­ний струк­ту­ры эко­но­ми­ки, ве­ду­щих к из­ме­не­нию за­ня­тос­ти на­се­ле­ния, спект­ра про­фес­сий и воз­мож­нос­тей про­фес­си­о­наль­но­го рос­та? Что яв­ля­ет­ся не­из­беж­ным след­стви­ем вов­ле­че­ния эко­но­ми­ки стра­ны в ми­ро­вой про­цесс раз­де­ле­ния тру­да, и как к это­му над­ле­жа­щим об­ра­зом под­го­то­вить­ся? По­доб­ных воп­ро­сов мно­же­ст­во, и нам предс­тав­ля­ет­ся важ­ным соз­дать пос­то­ян­ную пло­щад­ку для их об­суж­де­ния.

В наз­ва­нии вы­де­лен оп­ре­де­лен­ный ас­пект раз­ви­тия об­ще­ст­ва: вза­и­мов­ли­я­ние эко­но­ми­ки и об­ще­ст­вен­ной сре­ды. Эко­но­ми­ка – ка­ким бы со­дер­жа­ни­ем мы ни на­пол­ня­ли это по­ня­тие,  яв­ля­ет­ся пред­ме­том ко­лос­саль­ной оза­бо­чен­нос­ти ог­ром­ных масс лю­дей во всем ми­ре, сос­тав­ля­ет цель и сред­ство ми­ро­вой по­ли­ти­ки, за­ни­ма­ет ос­нов­ное мес­то в ми­ро­вом ин­фор­ма­ци­он­ном прост­ра­н­стве, яв­ля­ет­ся субъ­ек­том, объ­ек­том и сре­дой де­я­тель­нос­ти боль­ши­н­ства лю­дей во всем ми­ре. Нес­мот­ря на эту осо­бую роль в жиз­ни че­ло­ве­ка и са­мо­от­вер­жен­ную тра­ту ин­тел­лек­ту­аль­ных и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, эко­но­ми­ка дос­тав­ля­ет че­ло­ве­че­ст­ву на­и­боль­шее чис­ло не­ре­шен­ных проб­лем, ко­ли­че­ст­во и слож­ность ко­то­рых воз­рас­та­ет, а перс­пек­ти­вы выг­ля­дят дра­ма­ти­чес­ки­ми. По­иск «пра­виль­ной эко­но­ми­ки» ве­дет­ся неп­ре­рыв­но и бес­по­щад­но. Не уда­ет­ся най­ти та­кую фор­му и та­кое со­дер­жа­ние эко­но­ми­чес­кой жиз­ни об­ще­ст­ва, ко­то­рое удов­лет­во­ря­ло бы не то что всех, не то что боль­ши­н­ство, но, в сущ­нос­ти, хоть ко­го?то. Не­до­воль­ство су­ще­ст­ву­ю­щим и тре­во­га за бу­ду­щее оди­на­ко­во ха­рак­тер­ны для всех сег­мен­тов об­ще­ст­ва.


 

Из­да­ние «Раз­ви­тие и эко­но­ми­ка» ори­ен­ти­ру­ет­ся на на­уч­ное и экс­пе­рт­ное со­об­ще­ст­во, по­ли­ти­ков и де­ло­вые кру­ги, де­я­те­лей куль­ту­ры и об­ще­ст­вен­но ак­тив­ных граж­дан. К сот­руд­ни­че­ст­ву с из­да­ни­ем приг­ла­ша­ют­ся эко­но­мис­ты, фи­ло­со­фы, со­ци­о­ло­ги, ин­же­не­ры, пси­хо­ло­ги, пи­са­те­ли, де­я­те­ли куль­ту­ры, по­ли­ти­ки, предс­та­ви­те­ли раз­ных на­уч­ных нап­рав­ле­ний и по­ли­ти­чес­ких взгля­дов, – сло­вом все, кто го­тов рас­суж­дать о том, в чем сос­то­ит раз­ви­тие и ка­ким оно долж­но быть, что есть рег­ресс и что – ос­та­нов­ка раз­ви­тия. Мы бу­дем стре­мить­ся к рас­ши­ре­нию ау­ди­то­рии, к вов­ле­че­нию ши­ро­ких кру­гов чи­та­те­лей, ин­те­ре­су­ю­щих­ся по­ли­ти­кой, эко­но­ми­кой, стра­те­ги­ей раз­ви­тия Рос­сии и ми­ра. В этой свя­зи сти­лис­ти­ка и со­дер­жа­ние пуб­ли­ка­ций долж­ны быть ори­ен­ти­ро­ва­ны на дос­туп­ное из­ло­же­ние об­суж­да­е­мых проб­лем.

Ка­ким мы ви­дим на­ше из­да­ние? – Про­ще все­го об­раз бу­ду­ще­го аль­ма­на­ха раск­ро­ет­ся че­рез опи­са­ние его руб­рик.

Фи­ло­со­фия раз­ви­тия. В этом раз­де­ле рас­смат­ри­ва­ют­ся фун­да­мен­таль­ные воп­ро­сы, ка­са­ю­щи­е­ся раз­ви­тия во­об­ще, об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия, проб­ле­мы фи­ло­со­фии эко­но­ми­ки.

Что та­кое об­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие? Как от­ли­чить «прог­ресс» от «рег­рес­са» и «зас­той» от «ус­ко­ре­ния» с точ­ки зре­ния раз­ви­тия об­ще­ст­ва? Дос­та­точ­но ли эко­но­ми­чес­ких кри­те­ри­ев для оцен­ки об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия?

И имен­но в от­ве­тах на эти воп­ро­сы час­то про­ис­хо­дит во­до­раз­дел меж­ду по­ли­ти­ка­ми раз­ных нап­рав­ле­ний и ори­ен­та­ций. Вот еще нес­коль­ко воз­мож­ных тем для об­суж­де­ния в этом раз­де­ле:

Эко­но­ми­чес­кое раз­ви­тие и раз­ви­тие об­ще­ст­ва: есть ли про­ти­во­ре­чие? Кон­сер­ва­тизм и раз­ви­тие. Тра­ди­ции и раз­ви­тия. Вра­ги раз­ви­тия: кто они? Эко­но­ми­ка и хо­зяй­ство: два взгля­да или две сущ­нос­ти?

По­ли­ти­ка и тех­но­ло­гии раз­ви­тия. Сей­час в Рос­сии идет вы­бор раз­лич­ных под­хо­дов, стра­те­гий даль­ней­ше­го раз­ви­тия. Часть из них выш­ла на са­мый вы­со­кий уро­вень и пре­тен­ду­ет на го­су­да­р­ствен­ную стра­те­гию. По­ле­ми­ка и срав­ни­тель­ный ана­лиз этих и иных стра­те­гий на про­фес­си­о­наль­ном, но об­ще­дос­туп­ном уров­не не­об­хо­ди­мы. Тех­но­ло­гия раз­ви­тия – это прак­ти­чес­кое воп­ло­ще­ние по­ли­ти­ки раз­ви­тия. Ост­ры­ми, ак­ту­аль­ны­ми и не­дос­та­точ­но изу­чен­ны­ми ос­та­ют­ся проб­ле­мы кри­зис­но­го уп­рав­ле­ния.

Вот воз­мож­ные те­мы для об­суж­де­ния и на­пи­са­ния ста­тей:

Сво­бо­да и мо­дер­ни­за­ция. Уп­рав­ле­ние раз­ви­ти­ем: что мож­но, что нуж­но, а че­го нель­зя?

Де­мок­ра­тия и раз­ви­тие. Мо­дер­ни­за­ция: сред­ство или цель? Ор­га­ни­за­ци­он­ное ору­жие как инстру­мент уп­рав­ле­ния раз­ви­ти­ем и рег­рес­сом. Субъ­е­кт­ность и бес­субъ­е­кт­ность: фак­то­ры раз­ви­тия и рег­рес­са. Мож­но ли ос­та­но­вить прог­ресс?

Уп­рав­ле­ние, са­мо­ор­га­ни­за­ция и раз­ви­тие. При­ме­не­ние ме­то­дов те­о­рии сис­тем и не­ли­ней­ной ди­на­ми­ки поз­во­ля­ет глуб­же взгля­нуть на суть про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в об­ще­ст­ве. Но­вое на­уч­ное нап­рав­ле­ние – не­ли­ней­ная со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка – да­ет на­деж­ду на вы­ра­бот­ку но­вой го­су­да­р­ствен­но?уп­рав­лен­чес­кой па­ра­диг­мы, со­от­ве­т­ству­ю­щей це­ли ди­на­ми­чес­ко­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Аль­ма­нах пла­ни­ру­ет прив­ле­кать к дис­кус­сии предс­та­ви­те­лей это­го на­уч­но­го нап­рав­ле­ния.

Фи­нан­сы и раз­ви­тие. Ми­ро­вая фи­нан­со­вая сис­те­ма и на­ци­о­наль­ные фи­нан­со­вые сис­те­мы яв­ля­ют­ся не толь­ко важ­ней­ши­ми инстру­мен­та­ми эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия и его ос­та­нов­ки, но и смыс­ло­вы­ми, кон­цеп­ту­аль­ны­ми сущ­нос­тя­ми бы­тия: это ма­ло осоз­на­но, и об этом ма­ло го­во­рит­ся. Вот воз­мож­ные нап­рав­ле­ния дис­кус­сий в этом раз­де­ле:

Яв­ля­ет­ся ли сло­жив­ша­я­ся ар­хи­тек­ту­ра ми­ро­вой фи­нан­со­вой сис­те­мы фак­то­ром все­об­ще­го раз­ви­тия? Инф­ля­ция и раз­ви­тие. Дол­гос­роч­ные ин­вес­ти­ции – инстру­мент раз­ви­тия. Без­на­лич­ная ци­ви­ли­за­ция как сред­ство и ре­зуль­тат раз­ви­тия?

Куль­ту­ра и раз­ви­тие. Нам ка­жет­ся, что те­ма «куль­ту­ра и раз­ви­тие» сток­рат­но важ­нее те­мы «эко­но­ми­ка и раз­ви­тие». Во вся­ком слу­чае, для Рос­сии это, ви­ди­мо, так. По­то­му что имен­но куль­ту­ра – и не что иное! – яв­ля­ет­ся тем, что по­ка еще объ­е­ди­ня­ет на­се­ле­ние Рос­сии в еди­ное це­лое. Так сло­жи­лось ис­то­ри­чес­ки. Ни эт­ни­чес­кий ком­по­нент – мы мно­го­на­ци­о­наль­ны, ни ре­ли­ги­оз­ный – мы муль­ти­кон­фес­си­о­наль­ны и к то­му же весь­ма и дав­ным?дав­но светс­ки – не яв­ля­ют­ся ос­но­вой объ­е­ди­не­ния на­ро­да в еди­ное це­лое и прев­ра­ще­ния его в на­цию. Мно­го­на­ци­о­наль­ная куль­ту­ра и воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния об­щей по­зи­тив­ной (имен­но по­зи­тив­ной, а не од­ной лишь бес­ко­неч­ной ис­то­рии тра­ге­дий на­ро­да и влас­ти – это очень важ­но) ис­то­рии – да­ет на­деж­ду на то, что мы смо­жем удер­жать и раз­вить стра­ну. Ес­ли мы разд­ро­бим и уни­зим об­щую куль­ту­ру – а это на на­ших гла­зах про­ис­хо­дит с ог­ром­ной ско­ростью – нам не по­мо­гут ни­ка­кие эко­но­ми­чес­кие мо­де­ли. Не­ко­то­рые воз­мож­ные нап­рав­ле­ния дис­кус­сий мо­гут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны, нап­ри­мер, так:

Про­ект ЮНЕС­КО по ук­реп­ле­нию свя­зи меж­ду куль­ту­рой и раз­ви­ти­ем. Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра и мо­дер­ни­за­ция.

От­дель­ные сфе­ры куль­ту­ры мо­гут сфор­ми­ро­вать са­мос­то­я­тель­ные руб­ри­ки.

Му­зы­ка и раз­ви­тие. Речь не идет о му­зы­ко­вед­чес­ком нап­рав­ле­нии, изу­ча­ю­щем ста­нов­ле­ние му­зы­каль­ных жан­ров, сти­лей и т.п. Ме­нее изу­че­ны воп­ро­сы, близ­кие к со­ци­аль­но?фи­ло­со­фс­ким ас­пек­там му­зы­ки. Нап­ри­мер: вот уже 250 лет мир слу­ша­ет «од­но­го и то­го же Мо­цар­та», – мы при этом раз­ви­ва­ем­ся? Ес­ли «да», то что в нас раз­ви­ва­ет­ся? А как быть с жан­ра­ми сов­ре­мен­ной поп?му­зы­ки, та­ки­ми как рэп или тех­но, ко­то­рую лю­би­те­ли Мо­цар­та ина­че как му­зы­кой для де­би­лов не на­зо­вут? Яв­ля­ет­ся в действи­тель­нос­ти ли по­доб­ная му­зы­ка со­ци­аль­ным «де­би­ли­за­то­ром»?

Дру­гой ас­пект му­зы­каль­ной куль­ту­ры: му­зы­ка и эко­но­ми­ка. Со­дер­жа­ние сим­фо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра сто­ит до­ро­го, а при­бы­ли ор­кестр мо­жет и не при­но­сить, тем бо­лее что круг лю­би­те­лей клас­си­ки ско­рее су­жа­ет­ся, чем рас­ши­ря­ет­ся. Су­ще­ст­во­ва­ние та­ких ра­ди­о­ка­на­лов как «Ор­фей» пол­ностью за­ви­сит от го­су­да­р­ствен­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, ис­поль­зо­ва­ние здесь до­хо­дов от рек­ла­мы и раз­ру­ши­тель­но с точ­ки зре­ния сти­ля, кон­те­кс­та. Му­зы­ка и эко­но­ми­ка свя­за­ны са­мым не­пос­ре­д­ствен­ным об­ра­зом: есть му­зы­ка – в ос­нов­ном это от­но­сит­ся к ака­де­ми­чес­кой му­зы­ке, – ко­то­рую об­ще­ст­во долж­но со­дер­жать, она не мо­жет жить и раз­ви­вать­ся в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции, а есть и ком­мер­чес­кая му­зы­ка, яв­ля­ю­ща­я­ся весь­ма при­быль­ным биз­не­сом для сво­их участ­ни­ков.

Во­об­ще, ве­ли­чай­шие об­раз­цы ми­ро­вой му­зы­ки очень час­то соз­да­ва­лись в неб­ла­гоп­ри­ят­ных ис­то­ри­чес­ких ус­ло­ви­ях. В чем проб­ле­ма, есть ли в этом за­ко­но­мер­ность?

Ар­хи­тек­ту­ра, раз­ви­тие, эко­но­ми­ка. Ар­хи­тек­ту­ра всег­да бы­ла син­те­ти­чес­кой сфе­рой де­я­тель­нос­ти, в ней мно­гое яв­ля­ет­ся (мо­жет яв­лять­ся, долж­но яв­лять­ся и т.д.) сфе­рой ис­ку­с­ства, мно­гое яв­ля­ет­ся сфе­рой ре­аль­ной эко­но­ми­ки, стро­и­тель­ства и про­мыш­лен­нос­ти, мно­гое яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ной по­ли­ти­кой, фор­ми­ро­ва­ни­ем сре­ды оби­та­ния, от­ве­ча­ю­щей функ­ци­о­наль­ным и эс­те­ти­чес­ким зап­ро­сам об­ще­ст­ва. Ар­хи­тек­ту­ра, конк­рет­ные ок­ру­жа­ю­щие нас зда­ния, как ма­ло что иное, не­сут на се­бе пе­чать эко­но­ми­ки и по­ли­ти­ки сво­е­го вре­ме­ни. Мо­гут и долж­ны воз­ник­нуть рас­суж­де­ния и па­рал­ле­ли на те­мы: ес­ли од­ни зда­ния хо­чет­ся ох­ра­нять, а дру­гие сно­сить, то не сто­ит ли приг­ля­деть­ся к осо­бен­нос­тям эко­но­мик тех эпох и по­пы­тать­ся изв­лечь из это­го уро­ки?

Ли­те­ра­ту­ра и раз­ви­тие, ли­те­ра­ту­ра и эко­но­ми­ка. Есть ли пря­мая связь меж­ду ка­че­ст­вом ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и ус­ло­ви­я­ми ли­те­ра­тур­но­го рын­ка или нет? Как об­ще­ст­во долж­но (и долж­но ли) под­дер­жи­вать раз­ви­тие не­ком­мер­чес­кой ли­те­ра­то­ры и ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, не спо­соб­ной под­дер­жать са­мих се­бя в ус­ло­ви­ях рын­ка? Ну­жен ли со­юз пи­са­те­лей?

По­доб­ные руб­ри­ки и нап­рав­ле­ния дис­кус­сии ожи­да­ют­ся и в от­но­ше­нии изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, ки­не­ма­тог­ра­фа, те­ат­ра, те­ле­ви­де­ния – всех сто­рон куль­тур­ной жиз­ни, ее проб­лем и перс­пек­тив.

IT и раз­ви­тие. Учи­ты­вая иск­лю­чи­тель­ную и про­дол­жа­ю­щую воз­рас­тать роль ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, та­кая руб­ри­ка долж­на стать од­ной из пос­то­ян­ных. Про­цесс ста­нов­ле­ния «ин­фор­ма­ци­он­ной ци­ви­ли­за­ции» нуж­да­ет­ся в ос­мыс­ле­нии.

Ре­ли­гия и раз­ви­тие. Это нап­рав­ле­ние дис­кус­сии яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых важ­ных. Че­ло­ве­че­ст­во вхо­дит в пост­се­ку­ляр­ный мир, на­ше по­ни­ма­ние его осо­бен­нос­тей на­хо­дит­ся в на­чаль­ной ста­дии. Мы долж­ны ис­кать не толь­ко об­щий язык друг с дру­гом, но и оп­ре­де­лить об­щую плат­фор­му цен­нос­тей, во имя и на ос­но­ве ко­то­рых стра­на и мир мо­гут про­дол­жить свое раз­ви­тие. Воз­мож­ные нап­рав­ле­ния дис­кус­сий весь­ма раз­но­об­раз­ны. Мож­но навс­кид­ку обоз­на­чить лишь не­ко­то­рые:

Ис­лам и раз­ви­тие. Что та­кое «буд­дийс­кая эко­но­ми­ка»? Воз­мо­жен ли «хрис­ти­а­нс­кий ка­пи­та­лизм»?

Опыт раз­ви­тия. Эта не­об­хо­ди­мая и вли­я­тель­ная руб­ри­ка приз­ва­на рас­ска­зы­вать о при­ме­рах ус­пеш­но­го раз­ви­тия, рав­но как и о при­ме­рах не­у­дач­ных действий, при­вед­ших не к раз­ви­тию, а к рег­рес­су. Воз­мож­ные нап­рав­ле­ния дис­кус­сии здесь мо­гут быть сле­ду­ю­щи­ми:

Прог­ресс и рег­ресс в ис­то­рии Рос­сии. Цик­лы раз­ви­тия: ко­ле­со судь­бы или инстру­мент уп­рав­ле­ния? Раз­ви­тие в Ки­тае (Ин­дии, Бра­зи­лии, Ев­ро­пе, США...). Са­мо­быт­ность и раз­ви­тие на при­ме­ре тра­ди­ци­он­ных об­ществ.

Про­вин­ция и раз­ви­тие. Лю­бая стра­на, а Рос­сия в осо­бен­нос­ти, это ог­ром­ная про­вин­ция. Как раз­го­во­ры и пря­мые действия, со­вер­ша­е­мые в сто­ли­цах, от­ра­жа­ют­ся на жиз­ни про­вин­ции? Не воз­ни­ка­ет ли пе­ре­ко­сов, ког­да сто­ли­ца раз­ви­ва­ет­ся, а про­вин­ция вы­рож­да­ет­ся? Не­из­беж­но ли это, хо­ро­шо ли это? В этой руб­ри­ке пла­ни­ру­ет­ся рас­ска­зы­вать о жиз­ни про­вин­ци­аль­ных го­ро­дов и сел с точ­ки зре­ния раз­ви­тия. Ста­вить воп­рос: вы­жи­ва­ние – это раз­ви­тие? Или это – «ста­биль­ность»? На­до по­ка­зы­вать как при­ме­ры по­ло­жи­тель­ные, так и бить тре­во­гу там, где вмес­то раз­ви­тия наб­лю­да­ет­ся дег­ра­да­ция.

Чи­нов­ник и раз­ви­тие. В этой руб­ри­ке пред­по­ла­га­ет­ся пуб­ли­ко­вать ин­тервью с ми­ни­ст­ра­ми, мэ­ра­ми, гла­ва­ми ре­ги­о­нов и ад­ми­ни­ст­ра­ций.

Пер­со­на­лии. Здесь мы пла­ни­ру­ем пуб­ли­ко­вать очер­ки о тех лич­нос­тях, кто раз­ны­ми спо­со­ба­ми, тво­ря и тру­дясь в раз­ных сфе­рах, спо­со­б­ство­вал раз­ви­тию сво­их стран и на­ро­дов.

Пу­те­вые за­мет­ки. Эта руб­ри­ка приз­ва­на дать воз­мож­ность выс­ка­зать­ся в ду­хе «...а вот «у них»... То есть пре­дос­та­вить воз­мож­ность чи­та­те­лям рас­ска­зать или под­ме­тить в фор­ме пу­те­вых очер­ков и фо­то­очер­ков что?то, име­ю­щее от­но­ше­ние к «те­ме раз­ви­тия».

Из­да­ние на­хо­дит­ся в са­мом на­ча­ле пу­ти. Его руб­ри­ки то­же на­хо­дят­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния. На­де­ем­ся, что те­ма­ти­ка из­да­ния предс­тав­ля­ет для Вас ин­те­рес. Приг­ла­ша­ем всех при­нять учас­тие в на­шей де­я­тель­нос­ти, бу­дем приз­на­тель­ны за по­же­ла­ния и ре­ко­мен­да­ции по раз­ви­тию из­да­ния. Пи­ши­те нам, чи­тай­те и об­суж­дай­те нас!

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com