Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Из­да­ние «Раз­ви­тие и эко­но­ми­ка» ори­ен­ти­ру­ет­ся на на­уч­ное и экс­пе­рт­ное со­об­ще­ст­во, по­ли­ти­ков и де­ло­вые кру­ги, де­я­те­лей куль­ту­ры и об­ще­ст­вен­но ак­тив­ных граж­дан. К сот­руд­ни­че­ст­ву с из­да­ни­ем приг­ла­ша­ют­ся эко­но­мис­ты, фи­ло­со­фы, со­ци­о­ло­ги, ин­же­не­ры, пси­хо­ло­ги, пи­са­те­ли, де­я­те­ли куль­ту­ры, по­ли­ти­ки, предс­та­ви­те­ли раз­ных на­уч­ных нап­рав­ле­ний и по­ли­ти­чес­ких взгля­дов, – сло­вом все, кто го­тов рас­суж­дать о том, в чем сос­то­ит раз­ви­тие и ка­ким оно долж­но быть, что есть рег­ресс и что – ос­та­нов­ка раз­ви­тия. Мы бу­дем стре­мить­ся к рас­ши­ре­нию ау­ди­то­рии, к вов­ле­че­нию ши­ро­ких кру­гов чи­та­те­лей, ин­те­ре­су­ю­щих­ся по­ли­ти­кой, эко­но­ми­кой, стра­те­ги­ей раз­ви­тия Рос­сии и ми­ра. В этой свя­зи сти­лис­ти­ка и со­дер­жа­ние пуб­ли­ка­ций долж­ны быть ори­ен­ти­ро­ва­ны на дос­туп­ное из­ло­же­ние об­суж­да­е­мых проб­лем.

Ка­ким мы ви­дим на­ше из­да­ние? – Про­ще все­го об­раз бу­ду­ще­го аль­ма­на­ха раск­ро­ет­ся че­рез опи­са­ние его руб­рик.

Фи­ло­со­фия раз­ви­тия. В этом раз­де­ле рас­смат­ри­ва­ют­ся фун­да­мен­таль­ные воп­ро­сы, ка­са­ю­щи­е­ся раз­ви­тия во­об­ще, об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия, проб­ле­мы фи­ло­со­фии эко­но­ми­ки.

Что та­кое об­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие? Как от­ли­чить «прог­ресс» от «рег­рес­са» и «зас­той» от «ус­ко­ре­ния» с точ­ки зре­ния раз­ви­тия об­ще­ст­ва? Дос­та­точ­но ли эко­но­ми­чес­ких кри­те­ри­ев для оцен­ки об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия?

И имен­но в от­ве­тах на эти воп­ро­сы час­то про­ис­хо­дит во­до­раз­дел меж­ду по­ли­ти­ка­ми раз­ных нап­рав­ле­ний и ори­ен­та­ций. Вот еще нес­коль­ко воз­мож­ных тем для об­суж­де­ния в этом раз­де­ле:

Эко­но­ми­чес­кое раз­ви­тие и раз­ви­тие об­ще­ст­ва: есть ли про­ти­во­ре­чие? Кон­сер­ва­тизм и раз­ви­тие. Тра­ди­ции и раз­ви­тия. Вра­ги раз­ви­тия: кто они? Эко­но­ми­ка и хо­зяй­ство: два взгля­да или две сущ­нос­ти?

По­ли­ти­ка и тех­но­ло­гии раз­ви­тия. Сей­час в Рос­сии идет вы­бор раз­лич­ных под­хо­дов, стра­те­гий даль­ней­ше­го раз­ви­тия. Часть из них выш­ла на са­мый вы­со­кий уро­вень и пре­тен­ду­ет на го­су­да­р­ствен­ную стра­те­гию. По­ле­ми­ка и срав­ни­тель­ный ана­лиз этих и иных стра­те­гий на про­фес­си­о­наль­ном, но об­ще­дос­туп­ном уров­не не­об­хо­ди­мы. Тех­но­ло­гия раз­ви­тия – это прак­ти­чес­кое воп­ло­ще­ние по­ли­ти­ки раз­ви­тия. Ост­ры­ми, ак­ту­аль­ны­ми и не­дос­та­точ­но изу­чен­ны­ми ос­та­ют­ся проб­ле­мы кри­зис­но­го уп­рав­ле­ния.

Вот воз­мож­ные те­мы для об­суж­де­ния и на­пи­са­ния ста­тей:

Сво­бо­да и мо­дер­ни­за­ция. Уп­рав­ле­ние раз­ви­ти­ем: что мож­но, что нуж­но, а че­го нель­зя?

Де­мок­ра­тия и раз­ви­тие. Мо­дер­ни­за­ция: сред­ство или цель? Ор­га­ни­за­ци­он­ное ору­жие как инстру­мент уп­рав­ле­ния раз­ви­ти­ем и рег­рес­сом. Субъ­е­кт­ность и бес­субъ­е­кт­ность: фак­то­ры раз­ви­тия и рег­рес­са. Мож­но ли ос­та­но­вить прог­ресс?

 

Уп­рав­ле­ние, са­мо­ор­га­ни­за­ция и раз­ви­тие. При­ме­не­ние ме­то­дов те­о­рии сис­тем и не­ли­ней­ной ди­на­ми­ки поз­во­ля­ет глуб­же взгля­нуть на суть про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в об­ще­ст­ве. Но­вое на­уч­ное нап­рав­ле­ние – не­ли­ней­ная со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка – да­ет на­деж­ду на вы­ра­бот­ку но­вой го­су­да­р­ствен­но?уп­рав­лен­чес­кой па­ра­диг­мы, со­от­ве­т­ству­ю­щей це­ли ди­на­ми­чес­ко­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Аль­ма­нах пла­ни­ру­ет прив­ле­кать к дис­кус­сии предс­та­ви­те­лей это­го на­уч­но­го нап­рав­ле­ния.

 

Фи­нан­сы и раз­ви­тие. Ми­ро­вая фи­нан­со­вая сис­те­ма и на­ци­о­наль­ные фи­нан­со­вые сис­те­мы яв­ля­ют­ся не толь­ко важ­ней­ши­ми инстру­мен­та­ми эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия и его ос­та­нов­ки, но и смыс­ло­вы­ми, кон­цеп­ту­аль­ны­ми сущ­нос­тя­ми бы­тия: это ма­ло осоз­на­но, и об этом ма­ло го­во­рит­ся. Вот воз­мож­ные нап­рав­ле­ния дис­кус­сий в этом раз­де­ле:

Яв­ля­ет­ся ли сло­жив­ша­я­ся ар­хи­тек­ту­ра ми­ро­вой фи­нан­со­вой сис­те­мы фак­то­ром все­об­ще­го раз­ви­тия? Инф­ля­ция и раз­ви­тие. Дол­гос­роч­ные ин­вес­ти­ции – инстру­мент раз­ви­тия. Без­на­лич­ная ци­ви­ли­за­ция как сред­ство и ре­зуль­тат раз­ви­тия?

Куль­ту­ра и раз­ви­тие. Нам ка­жет­ся, что те­ма «куль­ту­ра и раз­ви­тие» сток­рат­но важ­нее те­мы «эко­но­ми­ка и раз­ви­тие». Во вся­ком слу­чае, для Рос­сии это, ви­ди­мо, так. По­то­му что имен­но куль­ту­ра – и не что иное! – яв­ля­ет­ся тем, что по­ка еще объ­е­ди­ня­ет на­се­ле­ние Рос­сии в еди­ное це­лое. Так сло­жи­лось ис­то­ри­чес­ки. Ни эт­ни­чес­кий ком­по­нент – мы мно­го­на­ци­о­наль­ны, ни ре­ли­ги­оз­ный – мы муль­ти­кон­фес­си­о­наль­ны и к то­му же весь­ма и дав­ным?дав­но светс­ки – не яв­ля­ют­ся ос­но­вой объ­е­ди­не­ния на­ро­да в еди­ное це­лое и прев­ра­ще­ния его в на­цию. Мно­го­на­ци­о­наль­ная куль­ту­ра и воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния об­щей по­зи­тив­ной (имен­но по­зи­тив­ной, а не од­ной лишь бес­ко­неч­ной ис­то­рии тра­ге­дий на­ро­да и влас­ти – это очень важ­но) ис­то­рии – да­ет на­деж­ду на то, что мы смо­жем удер­жать и раз­вить стра­ну. Ес­ли мы разд­ро­бим и уни­зим об­щую куль­ту­ру – а это на на­ших гла­зах про­ис­хо­дит с ог­ром­ной ско­ростью – нам не по­мо­гут ни­ка­кие эко­но­ми­чес­кие мо­де­ли. Не­ко­то­рые воз­мож­ные нап­рав­ле­ния дис­кус­сий мо­гут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны, нап­ри­мер, так:

Про­ект ЮНЕС­КО по ук­реп­ле­нию свя­зи меж­ду куль­ту­рой и раз­ви­ти­ем. Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра и мо­дер­ни­за­ция.

 

От­дель­ные сфе­ры куль­ту­ры мо­гут сфор­ми­ро­вать са­мос­то­я­тель­ные руб­ри­ки.

Му­зы­ка и раз­ви­тие. Речь не идет о му­зы­ко­вед­чес­ком нап­рав­ле­нии, изу­ча­ю­щем ста­нов­ле­ние му­зы­каль­ных жан­ров, сти­лей и т.п. Ме­нее изу­че­ны воп­ро­сы, близ­кие к со­ци­аль­но?фи­ло­со­фс­ким ас­пек­там му­зы­ки. Нап­ри­мер: вот уже 250 лет мир слу­ша­ет «од­но­го и то­го же Мо­цар­та», – мы при этом раз­ви­ва­ем­ся? Ес­ли «да», то что в нас раз­ви­ва­ет­ся? А как быть с жан­ра­ми сов­ре­мен­ной поп?му­зы­ки, та­ки­ми как рэп или тех­но, ко­то­рую лю­би­те­ли Мо­цар­та ина­че как му­зы­кой для де­би­лов не на­зо­вут? Яв­ля­ет­ся в действи­тель­нос­ти ли по­доб­ная му­зы­ка со­ци­аль­ным «де­би­ли­за­то­ром»?

Дру­гой ас­пект му­зы­каль­ной куль­ту­ры: му­зы­ка и эко­но­ми­ка. Со­дер­жа­ние сим­фо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра сто­ит до­ро­го, а при­бы­ли ор­кестр мо­жет и не при­но­сить, тем бо­лее что круг лю­би­те­лей клас­си­ки ско­рее су­жа­ет­ся, чем рас­ши­ря­ет­ся. Су­ще­ст­во­ва­ние та­ких ра­ди­о­ка­на­лов как «Ор­фей» пол­ностью за­ви­сит от го­су­да­р­ствен­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, ис­поль­зо­ва­ние здесь до­хо­дов от рек­ла­мы и раз­ру­ши­тель­но с точ­ки зре­ния сти­ля, кон­те­кс­та. Му­зы­ка и эко­но­ми­ка свя­за­ны са­мым не­пос­ре­д­ствен­ным об­ра­зом: есть му­зы­ка – в ос­нов­ном это от­но­сит­ся к ака­де­ми­чес­кой му­зы­ке, – ко­то­рую об­ще­ст­во долж­но со­дер­жать, она не мо­жет жить и раз­ви­вать­ся в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции, а есть и ком­мер­чес­кая му­зы­ка, яв­ля­ю­ща­я­ся весь­ма при­быль­ным биз­не­сом для сво­их участ­ни­ков.

Во­об­ще, ве­ли­чай­шие об­раз­цы ми­ро­вой му­зы­ки очень час­то соз­да­ва­лись в неб­ла­гоп­ри­ят­ных ис­то­ри­чес­ких ус­ло­ви­ях. В чем проб­ле­ма, есть ли в этом за­ко­но­мер­ность?

Ар­хи­тек­ту­ра, раз­ви­тие, эко­но­ми­ка. Ар­хи­тек­ту­ра всег­да бы­ла син­те­ти­чес­кой сфе­рой де­я­тель­нос­ти, в ней мно­гое яв­ля­ет­ся (мо­жет яв­лять­ся, долж­но яв­лять­ся и т.д.) сфе­рой ис­ку­с­ства, мно­гое яв­ля­ет­ся сфе­рой ре­аль­ной эко­но­ми­ки, стро­и­тель­ства и про­мыш­лен­нос­ти, мно­гое яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ной по­ли­ти­кой, фор­ми­ро­ва­ни­ем сре­ды оби­та­ния, от­ве­ча­ю­щей функ­ци­о­наль­ным и эс­те­ти­чес­ким зап­ро­сам об­ще­ст­ва. Ар­хи­тек­ту­ра, конк­рет­ные ок­ру­жа­ю­щие нас зда­ния, как ма­ло что иное, не­сут на се­бе пе­чать эко­но­ми­ки и по­ли­ти­ки сво­е­го вре­ме­ни. Мо­гут и долж­ны воз­ник­нуть рас­суж­де­ния и па­рал­ле­ли на те­мы: ес­ли од­ни зда­ния хо­чет­ся ох­ра­нять, а дру­гие сно­сить, то не сто­ит ли приг­ля­деть­ся к осо­бен­нос­тям эко­но­мик тех эпох и по­пы­тать­ся изв­лечь из это­го уро­ки?

Ли­те­ра­ту­ра и раз­ви­тие, ли­те­ра­ту­ра и эко­но­ми­ка. Есть ли пря­мая связь меж­ду ка­че­ст­вом ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и ус­ло­ви­я­ми ли­те­ра­тур­но­го рын­ка или нет? Как об­ще­ст­во долж­но (и долж­но ли) под­дер­жи­вать раз­ви­тие не­ком­мер­чес­кой ли­те­ра­то­ры и ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, не спо­соб­ной под­дер­жать са­мих се­бя в ус­ло­ви­ях рын­ка? Ну­жен ли со­юз пи­са­те­лей?

По­доб­ные руб­ри­ки и нап­рав­ле­ния дис­кус­сии ожи­да­ют­ся и в от­но­ше­нии изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, ки­не­ма­тог­ра­фа, те­ат­ра, те­ле­ви­де­ния – всех сто­рон куль­тур­ной жиз­ни, ее проб­лем и перс­пек­тив.

IT и раз­ви­тие. Учи­ты­вая иск­лю­чи­тель­ную и про­дол­жа­ю­щую воз­рас­тать роль ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, та­кая руб­ри­ка долж­на стать од­ной из пос­то­ян­ных. Про­цесс ста­нов­ле­ния «ин­фор­ма­ци­он­ной ци­ви­ли­за­ции» нуж­да­ет­ся в ос­мыс­ле­нии.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS